Фил Грабски создал уникальную серию фильмов-выставок о великих западных художниках, транслируемых в рамках проекта «Theatre HD». В числе его кинолент есть и повествование о Пьере-Огюсте Ренуаре - об одном из величайших импрессионистов, основоположнике данного течения. Однако в фильме о Ренуаре речь ведется только о том периоде, когда художник порвал с импрессионизмом, быстро устав от него и начав поиски нового стиля в живописи. Здесь раскрывается та часть жизни мастера, которая до сих пор оставалась в тени.
Когда зарождался импрессионизм, как новаторское течение, Ренуар сразу заявил своему арт-дилеру Полю Дюран-Рюэлю: «Я хочу быть продаваемым художником». Но сразу этого не произошло. Он, как и многие его соратники по холсту, не был признаваем публикой длительное время, а потому бедствовал. Его картины приобретались за баснословно малые деньги в сравнении с тем, какие суммы потом выкладывали коллекционеры даже за простые его этюды и незаконченные произведения.
Жизнь импрессионистов изменила выставка в США, которую привез Поль Дюран-Рюэль в 1886 году в Нью-Йорк. Их искусство стало внезапно востребованным за океаном. Вслед за Новым Светом потянулась и Европа, теперь принимая на «ура» то, что так недавно презрительно клеймила. Однако сам Ренуар тоже разочаровался в своем творчестве, резко изменив его курс: он стал больше тяготеть к фрескам, создавая произведения в подражание им. Он даже писал сухими красками, чтобы его картины больше напоминали настенную роспись. С полотен исчезли размашистые мазки. Появились едва заметные глазу переходы красок.
Но и это не было окончательным выбором художника. На протяжении конца 1880-х и до самой своей смерти он находился в постоянном поиске. За это время мастер написал сотни полотен, на многих из них изображались обнаженные натуры. У одних критиков и художников, в том числе и современных нам, его Ню-картины вызывали и вызывают отторжение. Они считают данный период в творчестве Ренуара отвратительным. И не лестно отзываются о написанных мастером женщинах: их называли, в свое время, и «тупыми коровами», и «красными вареными омарами». Другие - приходили и пребывают в восторге, отмечая его поздние произведения как нечто невероятное, грандиозное. Стоит отметить, среди художников, признававших сильное влияние Ренуара на свое творчество, были Матисс и Пикассо.
Кроме того, в числе почитателей позднего Ренуара был Альберт Барнс, талантливый американский химик и предприниматель. Разбогатев, он начал скупать картины художника. Его мало интересовали другие импрессионисты, а потому приобретая их произведения, он стремился сразу же их перепродать. Ему нужен был Ренуар. В итоге Барнс «скопил» самую большую в мире коллекцию, где числится около 200 работ мастера, написанных им в поздний период. Сначала это собрание было доступно для лицезрения только сотрудникам фабрик самого Барнса, но позже он открыл ее и для других людей. Если честно, Барнс открыл для всех и нового Ренуара, чьи поздние работы вызвали в обществе неоднозначное суждение. И продолжают по сей день смущать, восхищать и отторгать.
Именно на основе этой коллекции и построил свой фильм-выставку Фил Грабски, вшивая в ленту повествования мнения критиков и простых ценителей, уникальные черно-белые хроники, запечатлевшие последние годы работы Ренуара. Но самое ценное во всей киноистории - это бесконечная вереница такого разного и несомненно гениального Ренуара, его картин.
Будучи прикованным к инвалидному креслу, страдая от артрита пальцев, сделавшего невозможным держать кисть в руках, мастер продолжал писать. Ему постоянно помогали, передвигая холст в нужных направлениях, чтобы он мог творить. В это время он пользуется уникальной техникой письма, превращающей масляные краски в акварель. Его произведения приобретают акварельную прозрачность и легкость. И сам Ренуар говорит о своих новых творениях так: «Теперь я знаю, как нужно рисовать». Нет, он говорил не о технике, а о том, что стремился выразить на картинах - о том уютном мире, в каком пребывал, словно в грезах.