Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

ПH
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС


Публикации
Вам понравилось?



#Революция – новое искусство для нового мира
 
#Революция – новое искусство для нового мира
 
  •  
    Всем, кто несколько лет назад смотрел фильм Александра Митты «Шагал Малевич», и впервые открыл для себя, что авторы известных картин были не закостенелыми старцами, а молодыми людьми, которые учились, влюблялись, увлекались новыми идеями, сталкивались с противодействием общества и власти и находили способы по-новому жить в новой стране, понравится документальная лента о тех же героях, и многих других. Кому-то будет интересно узнать побольше фактической подкладки, без художественного вымысла, а кто-то сможет разобраться в том, кто есть кто в сложном и поразительном коротком периоде авангарда в русском революционном искусстве. 

    Фильм «Революция – новое искусство для нового мира» снят британским режиссером Марги Кинмонс и посвящен авангарду в советском искусстве, возникающем непосредственно в революционный период. Это не первый фильм Марги Кинмонс о русском искусстве, на ее счету несколько документальных проектов об Эрмитаже и Мариинском театре. Лента о новом искусстве продолжает тему, раскрывая запасники Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и лондонской Королевской академии искусств. 

    Эпоха великих перемен в России оказалась намного оглушительнее, чем во внешнем мире, поскольку множество вопросов не могли дольше оставаться неразрешенными и требовали развязки. Сценаристы эпохи были не всегда хороши стилистически, но всегда сильны сюжетными ходами и стратегией. Перемены происходили не только в очевидном, политическом аспекте, не только в социальном устройстве, но и с искусстве. И они были настолько поразительными и всеобъемлющими, что художники уже не могли работать иначе, чем с полной сменой приоритетов. Иное было неуместно в период глобальной смены политического и социального устройства страны. Искусство становилось выразителем новых идей, новой практики, принципиально нового взгляда на жизнь и отношения к происходящему. Плакат, скульптура, живопись формировали у народа способ восприятия непривычной реальности и требовали иного отношения. 

    Насколько разворот в искусстве был вызван социальными переменами и политическим руководством? Был ли этот период, навсегда изменивший наш подход к искусству, неизбежным, логическим развитием культурной среды, или он был инициирован искусственно, вопреки буржуазному строю с буржуазным искусством Запада? Советская Россия действительно намеревалась строить новый мир, а вместе с ним общество нуждалось в новом искусстве, которое полностью передавало бы смену курса. Французская революция, например, не сформировала нового стиля в искусстве. 

    Происходит прорыв, какого еще не бывало. Никогда еще в искусстве не существовало одновременно столько направлений. Мы ни разу ранее не сталкиваемся с разительными переменами в предмете и объекте изображения. Ранее искусство было фигуративно, зритель мог четко ответить что именно изображено на картине, и как правило, это явствовало из названия. Теперь живопись становится беспредметной, театр абстрактным, плакат приобретает черты современной рекламы. 

    Авангардисты пошли намного дальше. Из искусства исчезает предмет, зритель не видит на картине определенных, знакомых ему очертаний людей, вещей, пейзажей. Искусство обращается напрямую к эмоциям, минуя вещественное выражение. Для передачи идеи больше не нужен сюжет, не нужны люди в определенных позах и с уместными выражениями лиц, чтобы донести до зрителя настроение. Изображение становится абстрактным и вызывает отношение к себе без опосредования предметной и смысловой средой. Исчезает понятийная среда и сюжет. Его заменяет композиция и цветовая раскладка. Знакомые предметы и фигуры бывают разорваны на части, разбиты линиями и гранями, словно мы смотрим на них через кристалл. Кандинский пишет свои знаменитые 

    живописные полотна и кроме того – знаковые работы по композиции и цвету «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости», по которым до сих пор учатся молодые художники. Малевич становится автором не только
  •  
    агитационных плакатов, но и беспредметных композиций, в которых нет места даже переходам цвета и кривизне линий. 

    Чтобы передать зрителю дух и настроение эпохи перемен, авторы фильма обращаются не только к известным работам великих художников. Иллюстрациями помимо полотен Малевича, Шагала и Петрова-Водкина становятся не такие популярные работы Родченко, Татлина, Юона, кадры Вертова. Многие деятели искусства этой эпохи неизвестны широкому зрителю, но оказали огромное влияние на развитие кинематографа, фотографии, концептуального искусства. 

    В кадре появляются руководители музеев, деятели культуры, потомки героев повествования. У нас ранее не было способа выслушать внуков и правнуков революционных художников, узнать, чем они занимаются, чего достигли. Искусство продолжает быть их полем деятельности, а описываемый период это часть их жизни. Мы видим художественные династии в развитии. 

    Документальные кадры дополняются постановочными сценами и натурной съемкой. Основные моменты исторического процесса в видении британской команды предстают в другом свете, с немного измененным углом зрения, и потому кажутся нам непривычными. Внутренние события, увиденные и переданные внешними наблюдателями, несомненно обогащают восприятие. Блестящая работа операторов, динамичность кадра и закадрового сопровождения может даже изменить отношение зрителя к документальному кино, которое может быть не менее захватывающим, чем игровое. 

    Сама эпоха не только динамична, но и показана в развитии. Десятилетия начала века показаны в движении, это не статичный рассказ о короткой стадии расцвета революционного искусства, это процессы становления и угасания новых направлений, и роль политического руководства в этом движении. Период, когда руководство поддерживало новаторство и формировало новое сознание народа, сменяется периодом возрождения имперской идеологии, что порождает новый имперский стиль в искусстве. Формируется социалистический реализм. 

    Фильм заканчивается на логическом финале этапа великой новизны. И завершают его короткие исторические справки о будущем упомянутых художников. Многие были сосланы в лагеря, расстреляны, другие продолжали свою деятельность, развивали стиль и способы работать, смогли выжить и заниматься искусством при смене настроения власти. 
     


Автор: Шанжан Тряпье
Дата: 02 Августа 2017

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх