Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

Шёл по городу Довлатов. Как школьное преподавание литературы портит зрение современных российских режиссёров

 «Довлатова» Алексея Германа-младшего в отечественных кинотеатрах показывали всего ничего — с 1 по 4 марта. Я успела увидеть его в 
В зале — аншлаг. Многие зрители здоровались, кивали друг другу через ряды. Потому что на показ фильма о культовой фигуре русской интеллигенции пришла интеллигенция. А в Череповце это весьма тонкая прослойка. 
 


Два часа эстетического восторга. Сквозь дымку и морок простуженного Ленинграда мы видим невероятную красоту — в каждом кадре, в каждой детали. 

Большое зрительское спасибо художнику-постановщику Елене Окопной. За свою работу на этой картине, точнее за «выдающиеся художественные достижения» она получила серебряного медведя берлинского кинофестиваля. Елена воссоздала время с трепетом и невероятно точно (как заметили мои старшие коллеги) с помощью деталей, которые, как машина времени, переносят нас в семидесятые. Приглушенные цвета, словно на старой пленке. Куски жизни, выхваченные из ТОЙ повседневности, мимолетные разговоры, мимолетные ангелы — иначе не назвать этот жемчуг массовки в толпе прохожих, в автобусе, на производстве погружают в атмосферу нереальной реальности, сон наяву. 

Большое зрительское спасибо оператору Лукашу Залу. Лица актеров настолько прекрасны в фильме, что просто невозможно оторвать взгляд. Сквозь кожу льется какой-то неземной свет. 

Но они начинают говорить, и магия исчезает. Потому что диалоги написаны так коряво, будто их вырубили из дерева топором. Появляется диссонанс — картинка не совпадает с содержанием, и начинает ехать крыша. В первые минуты актеры озвучивают экспозицию, сообщают, что время тяжелое — застой, что не печатают, что «гнобят», что они живут в коммуналке — общий быт. 

Ладно, подумала я, наверное, кашу разжевывают для иностранцев или для школьников, которые и слыхом не слыхивали (наверное) о том, как все было в брежневские времена. 

Сам Сергей Довлатов не понят, печален и утомлен. Он отправляется в одиссею по мрачным закоулкам сумрачной советской действительности. Душные артистические сборища. Художники и поэты, музыканты, которых нет — их не замечает власть, их не печатают, не выставляют и не записывают. 

В воздухе витают микробы депрессии. Собирательные образы талантливых людей «трут» о вечном и о времени, трутся друг о друга, цепляют женщин, которые здесь просто, вроде как, мебель, пьют. 

И в этом туманном, призрачном мире, как бронзовые глыбы, как два маяка, возвышаются два великих русских литератора — Бродский и Довлатов. 

Они не такие, как все, они выше. Они здесь вроде даже и не совсем люди. Скорее бронзовые памятники или «образы авторов» из учебника литературы. Бродский говорит своими же собственными цитатами, цитатами говорит и Довлатов. 

По сути весь фильм сводится к двум титрам в конце: «Бродский...эмигрировал...стал величайшим...умер», «Довлатов...эмигрировал...стал выдающимся...признали после смерти»... 

— Франц Кафка, — представляется герой симпатичной девушке с судостроительного завода. 

«Меня не печатают» — лейтмотив фильма. Отчаянное стремление к славе. 

И здесь, как мне кажется, режиссер не знает, что ещё можно сказать. Есть биография Довлатова, есть канва событий и общее настроение безнадеги, но самого Довлатова нет. Нет человека. 

Время циклично. Сергей Довлатов, великолепный журналист, очеркист, по сути, первый блогер, невероятно популярен у современной образованной молодежи. Почему? У автора ответа нет. 

В интервью «Кинопоиску» Алексей Герман-младший говорит, что эта история для него — универсальная. Размышляет об эмиграции, о почве и ее значении для художника. О том, как герой его фильма — Довлатов, а с ним и Бродский доказывают, что они существуют, хотя им твердят обратное. Но все это — в интервью. В произведении эти глубокие мысли тонут — воды слишком много. 

Четыре концовки, как попытка поддать «концептуальности», мол, решайте сами. Но эти невнятности затягивают и без того растянутое действие или, скорее, бездействие. 

Зрители в череповецком кинозале вздыхали и томились. Выходили притихшие. 

— Если бы я смотрела это по телевизору, — девушка говорила подруге. — То не стала бы досматривать... 
 
Автор: Саша Шарикова
Дата: 06 марта 2018
Игорь Моисеев
РУКИ ВВЕРХ
муж
Сёмин
Баста
 
В контакте

Адрес:
162600, Вологодская обл., г. Череповец,
Карла Либкнехта, 15 офис №2
+7 (8202) 74-75-76 - Центральная
театрально-концертная касса
bis.bilety@mail.ru - Вопросы по
приобретению и возврату
электронных билетов
Отдел рекламы:
Елена Набокова
elena-liana@yandex.ru
Copyright © 2004-2024 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
↑ Наверх