|
Он начал как владелец магазина товаров для художников, а стал «отцом» импрессионизма.
Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане - это сейчас за их произведения дают баснословные суммы, а коллекционеры борются за любую их картину. А тогда, в 1860-е годы, импрессионисты пребывали на грани банкротства. Многих из них ждало выселение, опись имущества и голод, если бы не помощь одного человека - парижского коллекционера и владельца арт-галереи, Поля Дюрана-Рюэля. Именно ему современный мир обязан возникновением такого течения в живописи, как импрессионизм. И именно о нем Фил Грабски создал фильм-выставку «Импрессионисты», который мне довелось увидеть на днях.
В этом фильме понравилось всё! Он получился потрясающе интересным и увлекающим, поскольку рассказывал о людях, а не вдавался в технические подробности стиля и рисунка, не погряз в скучных деталях. Однако не обошел стороной и творческие события: в нем переплелась личная жизнь героев и их перипетии на профессиональном поприще. И всё это на фоне нравов и интересов, какими жила в ту эпоху Европа и весь мир. В результате фильм вышел насыщенным событиями, динамичным, а его герои в прямом смысле оказались близкими, понятными, живыми. Эти великие личности предстали одновременно и новаторами, и простыми людьми, чья судьба зависела от обыденных вещей.
А главный герой фильма, Поль Дюран-Рюэль , оказался по истине загадочной персоной.
Поль Дюран-Рюэль желал сделать карьеру военного. Однако жизнь распорядилась иначе - и молодому человеку пришлось окунуться в мир живописи. По своему характеру он был непоколебим в решениях. И это качество сыграло решающую роль в развитии импрессионизма. Более того, он сочетал в себе консерватизм и одновременно чутье на революционные арт-идеи. Поэтому, когда впервые увидел произведения Эдуарда Мане, скупил у него сразу большую партию, из которой, правда, ничего не продал.
Европейский мир искусства к появлению #импрессионистов не был готов. Он с помощью критиков втаптывал в грязь новых художников, называя их сумасшедшими. Но больше всех доставалось именно Полю Дюрану-Рюэлю. «Все соглашались, что я не в своём уме», – писал впоследствии он сам.
Ему даже начали отказывать банки в кредитовании, узнав о неудачах с #импрессионистами. Однако этот человек упрямо и неоднократно устраивал выставки своим подопечным. Но публика откровенно отторгала и открыто издевалась над их произведениями. Кстати, именно критики придумали термин «импрессионист», считая его обидным. А Дюран-Рюэль сделал из этого прозвища имя для нового течения в живописи и под ним экспонировал картины.
Удивительное дело, но свой победный шаг импрессионизм начал с США: в 1886 году Дюран-Рюэль привез свою очередную выставку в Нью-Йорк. Но представил на суд публики всего 6 творений импрессионизма. Американцы приняли их сдержанно, поскольку им требовалось время для осознания революционных идей. А затем очень быстро пришел успех: жители нового света хотели владеть импрессионисткой живописью. Следом за ними потянулась и Европа.
Фильм «Импрессионисты» - это посвящение человеку, который оказался достаточно тверд и дальновиден, чтобы в течение более 40 лет отстаивать свое открытие, невзирая на критику и закостенелость Европы, чья школа живописи имела в то время монополию на вкус и предпочтения публики и коллекционеров.
Фильм «Импрессионисты» - это прекрасный рассказ о становлении нового течения и об условиях, в которых оно зародилось и пыталось выжить. Все повествование ведется экспертами трех музеев: Люксембургского музея в Париже, Художественного музея в Филадельфии и Национальной галереи в Лондоне. Спустя почти 100 лет со смерти Дюран-Рюэля они отдают дань этому человеку, который сделал возможным появление Моне, Ренуара, Дега, Сислея, Мане, Писсарро. Через его галерею прошло почти 12 тысяч их произведений. Но что же он увидел в них такого, покорившего его? Ответ на этот вопрос дал фильм, открыв и для меня самой импрессионизм, как уникальную живопись.
#Импрессионисты не рисовали предметы, а отображали восприятие этих предметов. Они не стремились создавать пафосные исторические или библейские полотна - их темой был обычный мир. Они рисовали с натуры, а не затворялись в мастерских. Они не стеснялись буйствовать в красках, создавая невероятные и кричащие контрасты или, наоборот, покрывая все легкой дымкой. Их картины источали воздух, простор и свет - вот, что открылось Полю Дюрану-Рюэлю!
И этому удивительному человеку, который начал как владелец магазина товаров для художников, а стал «отцом» импрессионизма, не будучи даже искусствоведом, Фил Грабски посвятил свой замечательный фильм.
Стоит отметить, что и сам Фил Грабски - тоже "художник". Его киноленты об искусстве удивительны, поскольку рассказывают, прежде всего, о людях, а само их творчество служит колоритным к ним приложением. Кроме того, он не забывает и об эпохе, в которой творили герои его фильмов. Поэтому каждая рассказанная им история невероятно интересна и держит внимание с первого и до последнего кадра, как хороший игровой фильм.
Автор: Елена Жукова-Ивлиева
Дата: 20 Февраля 2018
|
|