На прошлой неделе в Камерном театре с успехом прошла Читка. Новый формат театральных представлений для нашего города. Проект был реализован силами череповецких модернистов, как я их назвала, - актерами #ЛабораторииСовременной Драматургии "Четыре ЧЕ". Вот представьте себе картину: пустое пространство, нет ни декораций, ни костюмов, есть лишь актеры с листами в руках, и они читают пьесу по ролям. Скучно? Тоже так думала поначалу. Вышло все намного интересней. Два фактора были определяющими: профессионализм (попадание в персонажей) и удачно подобранный материал. Актуальный, интересный, противоречивый. Эту пьесу с таким крикливым названием "Шлюхи не огонь" написал молодой режиссер из Екатеринбурга Валерий Шергин. На вопрос "Почему так назвали?" автор ответил: "А как ещё заманить людей в театр? Написать «Гамлет-2»? Если на афише напишут Шергин, то никто не придёт, а написать Шекспир – кто-нибудь да заглянет в театр. Вообще, это просто мой сленг. Я так говорю, что «огонь», а что не «огонь». У меня два определения. Когда я писал пьесу, то сразу решил, что «шлюхи – не огонь».
Конечно же, произведение получилось не о шлюхах, а о наболевшем. О том, что бесит, раздражает и доводит разум до точки кипения, когда впору хватать карандаш и строчить-строчить, как из пулемета, поливая всех одноклеточных матами и сарказмом. Но в тоже время жалея их детские ранимые души. Да, это все о девушках. Современных, недалеких и безнадежно одиноких. По мнению, автора. Вообще, почитав несколько интервью с создателем, у меня сложилось мнение, что он это... того, немного сексист. Или просто разочаровавшийся в отношениях парень. Ну не повезло тут, там и все - иллюзии порушились, бабочки умерли в животе. Фи, ерунда какая. С жизненным опытом придет и понимание, что не все так критично и однобоко, что даже из обезьяны можно сотворить человека, главное создать для этого все условия. И да, как-то грешно смеяться над обществом (тех же силиконовых кукол), которое мы же сами собственными руками взращиваем и поддерживаем, покупая билеты на их концерты, лайкая фоточки в их инстаграмах. Культ жопы и зарабатывание айфона ртом - не послание же отца небесного за грехи наши. А впрочем, какая разница, кто чем зарабатывает, главное в другом, что все мы хотим одного - большой и светлой любви и чтобы плыть так на лодочке в лучах медового рассвета, перебирая пальчики друг друга. И автор, уверена, тоже о таком мечтал. А что до пьесы, то она хороша. Ядреная, с перчинкой, юмором, современная и с моральным посылом (пишут, что в других театрах на постановку молодежь приводит своих родителей, чтобы показать: мам-пап, смотри, мир-то вот какой на самом деле, и мы тоже совсем другие, не совпадающие с вашими представлениями). Наши еще внесли туда изюма: все женские роли играли исключительно мужским составом. Без излишней ломоты и переигрывания. Все в тему. Браво и низкий поклон. Каждому по отдельности. Ждем новых Читок!
После представления, зрителей попросили остаться для обсуждения материала. Что мне несомненно понравилось, хоть это и напоминало отдаленно передачу Малахова "Пусть говорят", но все же было забавно и необычно. Самый обсуждаемый вопрос: Есть ли место мату в современной драматургии?" потому что пьеса изобилует не литературным языком. Мнения как всегда разделились, все высказались, но никто не подрался. Насчет мата думаю так, если он уместен и не режет слух, то почему бы и нет, это способ донесения материала, один из буквенных реквизитов. Вот автор совсем по-другому объяснил свой выбор: "Вообще ни в одной пьесе, кроме этой, я не использовал мат, потому что в остальных у меня больше мужских ролей. Мне самому не нравится, когда мат звучит со сцены. Но когда я начал писать про женщин, сначала вылетело одно матерное слово, затем второе… Мне показалось, что это смешно. С этим не все согласны".
Два часа пролетели как один миг, а это значит, что актеры смогли увлечь и утянуть внимание зрителя в самую точку, где не существует ни пространства, ни времени, а есть лишь происходящее действо в настоящий момент, именно поэтому я покинула Камерный в полном удовлетворении. Да еще и с чувством выполненного долга. Надо же, дали вставить свои пять копеек) Нужны ли статусному театральному заведению такие движи и как воспримет возрастная и академическая публика мейнстрим на сцене? Не знаю. Но лично мне все это на душу ложится. Мне чуется в подобных затеваниях что-то свежее, смелое, озорное, местами так прямо ржачное и в тоже время заставляющее думать, переживать, включать стоп-кадр, вынимая лицо из планшета, чтобы, наконец-то, увидеть все эти вещи: сияющие небесного цвета глаза Игоря Горчакова, подрагивающие от волнения руки Михаила Комарицких, пульсирующие жилки на шее Никиты Захарова и победоносную осанку Александра Семечкова, в которой явно читается: Мы сделали это!
P.S. Для тех, кто пропустил и очень сожалеет: следующая читка должна состояться уже в октябре. Название пьесы пока держится в секрете.
Информацию о новых работах Лаборатории "Четыре Че" смотрите здесь
https://vk.com/chechelab