|
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…
(А.С. Пушкин)
Искусство балета притягательно и красиво. Многие девочки мечтали или мечтают стать великими балеринами… Как Анна Павлова, например, или Майя Плисецкая. Порхать в белоснежной пачке и пуантах на сцене Большого театра. Срывать аплодисменты и букеты цветов. Посылать воздушные поцелуи публике, выходя на бис...
Юные череповчанки уверенно воплощают эту мечту в действительность. Ведь в нашем городе металлургов действует студия русского балета, руководит которой талантливый педагог-хореограф Ольга Игоревна Серова.
- Тянем носочки. Раз – два, три-четыре. Тааак, слушаем музыку. И теперь под музыку, раз-два, три-четыре, – говорит Ольга Игоревна своим маленьким балеринкам. Малышки стараются, пыхтят,
- Держим спину прямо, – продолжает педагог. И девочки сразу выпрямляются, как натянутые струночки.
Дворец детского и юношеского творчества им. А. А. Алексеевой. 18.30. В аудитории №3 идет занятие по классической хореографии в младшей группе. Ольга Игоревна, обаятельная стройная женщина, обучает девочек азам балетного искусства. Она обладает уверенным четким голосом. И наверняка твердым и упорным характером. Ведь такой долгий и непростой путь прошла она от балерины-ученицы до хореографа собственной студии.
- Ольга Игоревна, расскажите, почему вы выбрали именно балетное искусство?
- В наше время, когда мне было лет пять, по телевизору часто показывали балетные спектакли, смотря которые не по одному разу, я просто прониклась всей этой грациозной красотой и сама попросила маму записать меня в балетную студию (улыбается).
- В нашем городе уже тогда была балетная студия?
- Да, конечно. Народная балетная студия. Она появилась в 1963 году, художественным руководителем которой была Нина Ивановна Бунтякова, ее уже 10 лет нет с нами. Замечательный, педагог, у которой я проучилась 7 лет. Она была очень строгая, но справедливая. Занятия проходили в старом здании ДК металлургов.
- Как в дальнейшем развивалась ваша творческая история?
- После 10-го класса я поехала в Ярославль и поступила в Ярославское училище искусств. После учебы вернулась на родину, поработала в ДК металлургов. И затем снова на учебу, но уже в Санкт-Петербург. Поступила в Университет профсоюзов культуры по специальности балетмейстер-педагог + методист.
- Вам, было, трудно учится?
- Конечно, а вы как думаете? Труд балерины мало кому видим, кроме нее самой и педагога. Уставала, падала и поднималась. Поднимало меня всегда огромное желание танцевать, красиво танцевать.
- Ваши родители тоже имеют какое-то отношение к искусству?
- Да. Бабушка Клавдия хорошо играла на семиструнной гитаре (смеется). Родители не имели отношения к искусству, но всегда меня поддерживали в моих стремлениях.
- У вас наверно есть свои кумиры – балерины?
- Разумеется. Это несравненная и величайшая прима-балерина Галина Уланова. Да и сейчас есть много талантливых танцовщиц, например, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова. Я ими просто восхищаюсь. Это балерины, что, называется, от Бога.
- Какая музыка вам нравится?
- Фредерик Шопен. В принципе я люблю всю классическую музыку.
- О чем вы мечтали в то время, когда сами учились, и сбылись ли ваши мечты?
- Я очень-очень хотела стать балериной! Конечно, еще мечтала о сцене, о красивых постановках, о собственном коллективе. Но из-за травмы пришлось рассчитывать только на работу педагога. И все же, мечты сбылись! Всю жизнь занимаюсь любимым делом.
- Когда возникла идея открыть свою балетную студию?
- Сама идея возникла давно, еще, когда я училась в Санкт-Петербурге. Наша студия открылась в 1993 году при Дворце детского и юношеского творчества. А название – «Студия русского балета» появилось сравнительно недавно, лет 5 назад. Его предложил мой друг и сотрудник, наш аккомпаниатор Андрей Владимирович Соколов.
- Звучное название студии « Русский балет». Такое патриотичное!
- Да именно с такой мыслью Андрей Владимирович выбирал название.
- Сколько педагогов работает в вашей студии?
- Сейчас трое: я и два аккомпаниатора. Открывали студию мы вдвоем с Андреем Владимировичем. Затем пригласили Галину Николаевну, так как студия росла, а педагогов не хватало, впрочем, как всегда в таких муниципальных учреждениях с маленькой зарплатой. И вот теперь работаем таким составом. Галина Николаевна Рябкова – женщина с широкой, по-настоящему, русской душой, в которой так много любви к детям и музыке. Старейший педагог. Она была одной из основателей балетной студии в ДК Металлургов в 1963году. Второй аккомпаниатор, как я уже представляла вам, Андрей Владимирович Соколов. Не менее важный сотрудник в нашей студии. Талантливый педагог, считаю его одним из лучших аккомпаниаторов в нашем городе. Мы, как преподаватели, прошли с ним одинаковый профессиональный путь, но каждый по своей специальности. И пришли одновременно к началу открытия студии. Андрей Владимирович - интересный, интеллигентный и очень скромный по природе человек. Он превосходно и тонко чувствует музыку, а это самое главное для концертмейстера и самое сложное, по сути. (Для меня всегда на первом месте стоит музыка, а затем уже – хореография. И если ребенок сумеет научиться чувствовать и слышать музыку, то танцевать уже точно сможет.) Самое сложное заключается в том, что аккомпаниатор должен знать не только весь музыкальный репертуар для каждого класса балетной студии, но и помнить, где, какие ставить интервалы, ведь на каждое движение идут свой темп и ритм (например, для малышей очень медленно, в старших классах – уже быстрее). И Андрей Владимирович справляется с этими задачами на высшем уровне. В общем, я очень благодарна судьбе, что мне повезло встретиться и работать с таким профессионалами, как Андрей Владимирович и Галина Николаевна.
- Сколько сейчас примерно человек занимается в вашей студии, и какой возрастной состав обучающихся?
- 70 человек, от 6 до 17 лет.
- О, это прилично. А мальчики к вам записываются?
- Да, мальчишки у нас есть, но совсем немного. Я особо ребят не приветствую, потому что считаю, что для них нужен педагог-мужчина, а у нас, к сожалению такого нет.
- А вы всех желающих принимаете, и с какого возраста?
- К сожалению, не всех. Занятия балетным искусством – это ежедневный труд с детства, кроме того, что нужно обладать природными физическими данными (толстушек не люблю, – уточняет педагог), музыкальностью и артистизмом, быть трудолюбивым и выносливым. Самый подходящий возраст по физическому развитию тела – это 6 лет. Многие родители отдают детей на занятия и с 5 лет и даже с 3 на танцы или гимнастику, но я противница такого раннего образования.
- Все же это не легкое искусство, хотя на сцене все смотрится так легко и воздушно?
- Совершенно верно. У балетниц — шахтерский труд. Никто не знает, какими трудами это достается. И нервы, и слезы, и ободранная кожа на пальцах ног — все это больно. Успех приходит через боль. Балеринам приходится репетировать, преодолевая мучения и усталость. Смотришь иногда, ребенок сожмет зубы, слезы текут по лицу, но встает на пальцы и еще раз прогоняет танец... Но только через черный труд возникает та легкость, которую мы видим на сцене.
- Но ведь это стоит того, ради успеха и тех оваций, которые вы получаете от зрителей?
- Да, именно так. И это самое главное – любовь и восхищение зрителей к тому, что мы делаем для них на сцене.
- Я слышала, что свои номера вы уже представляли как в российских регионах, так и за границей. Расскажите о ваших путешествиях.
- По России ездили много: это и Москва, и Ярославль, и Великий Устюг, и наш любимый Санкт-Петербург. Северную столицу стараемся посещать каждые два года. Ведь там находится самый сильный балетный состав в Мариинском театре. Наши дети побывали в Болгарии. В прошлом году мы вместе с детьми ездили в Италию на фестиваль, где заняли первое место и получили массу незабываемых впечатлений. А в этом году едем во Францию, но только уже взрослым составом.
- Что будете представлять?
- Конечно, только лучшие номера, которые я здесь не стала показывать, чтобы не сглазили (смеется).
- Кто помогает вам осуществлять поездки, есть ли спонсорская поддержка от города?
- К сожалению, нет, хотя мы и обращались в различные организации, но, увы – ничего. Все сами, и за свой счет, на собственном энтузиазме добираемся. Вы знаете, я чаще прихожу к такому мнению, наблюдая за культурной жизнью нашего города, что балет нашим горожанам не особенно и нужен. Приоритеты у власти и населения совершенно другие, им нет дела и времени до высокого искусства. Жаль, конечно, но это так.
- Но ведь детки к вам приходят новые каждый год, и дворец на концертах собирает полный зал.
- Да, дети идут. То есть родители, конечно, приводят малышей и это меня радует: есть, кому передавать свои знания. Моя основная цель, как педагога и, как творческого человека, – научить ребенка танцевать и через танец привить ему чувство красоты, гармонии, эстетики.
- Какие классические постановки на ваш взгляд получились самыми успешными на сцене?
- Так трудно выделить какие-то конкретно. Все хороши. Но именно которые мне понравились, это фрагменты из балетов: «Фея кукол», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Баядерка».
- Какое бы вы хотели дать напутствие родителям потенциальных балерин?
- Чтобы из маленькой девочки получилась со временем хорошая балерина, необходимо научиться держать плечи развернутыми, корпус прямым, при этом стоять на больших пальцах ног и лучезарно улыбаться. Ну, это так, предисловие.
- Во-первых, я советую родителям, чтобы очень-очень хорошо подумали, перед тем как отдавать ребенка в балетную студию. Потому что это не развлечение, а серьезная работа и для ребенка и для родителя, которая еще требует и материальных вложений. Хотя занятия здесь, у нас во Дворце и бесплатные, но костюмы, пуанты, форму и прочее родители покупают за свой счет. Да, вот еще! Пуанты стираются очень быстро, и их приходится менять почти каждый месяц. А это получается 9 пар за один учебный год…….
- ???
- Да-да, балет – это не дешевое искусство! Во-вторых, чтобы родители больше внимания уделяли эстетическому воспитанию своего малыша: знакомили с различными стилями и направлениями в музыке, ходили бы вместе на концерты, спектакли и выставки. И, в-третьих, чтобы родители старались быть для детей достойным примером. Одно дело, когда ребенок здесь знакомится с азами искусства и набирается чувства прекрасного. И другое дело, когда в семье совсем рабочие нравы и увлечения.
- Ольга Игоревна, благодарю вас за интересную беседу и возможность прикоснуться к вашему изящному балетному миру. Желаю вам побольше талантливых учениц, творческих успехов и новых побед на конкурсах.
Надежда Божко, мама Кати Божко (10 лет):
Ольга Игоревна - очень талантливый педагог, который вкладывает в детей всю душу. Если уж и писать статьи, то, конечно, о таких людях.
Мой ребенок с удовольствием занимается в балетной студии уже третий год. Даже если из нее и не получится великой примы-балерины, думаю ей эти занятия очень пригодятся в дальнейшей жизни. Осанка, умение держать голову, походка - ведь это так важно для девушки. К тому же, занятия в студии бесплатные, а в наши дни большая редкость.
Светлана Боброва, мама Саши Бобровой (15лет).
Отдала дочку в балетную студию с пяти лет с целью физического совершенствования. Сейчас уже подумываем о карьере балерины. Саше нравится заниматься, и у нее есть все данные, чтобы работать в этом направлении и добиться успеха, как считает Ольга Игоревна Серова - педагог, с Большой буквы.
Всегда с удовольствием хожу на концерты с участием нашего балета и не перестаю восхищаться талантом и трудолюбием замечательного педагога и ее воспитанниц. Красивые костюмы, интересные постановочные номера, потрясающие классические композиции, а еще много усердия, стойкости учеников и педагогов, вижу я в этом нелегком, но таком прекрасном виде искусства, как балет.
Автор:
Дата: 13 Февраля 2018
|
|