Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

ПH
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС


Публикации
Вам понравилось?



Забыть Герострата!
 
Забыть Герострата!

«Забыть Герострата!»

Московский областной государственный драматический театр им. А.Н. Островского

 

Сцена Камерного театра

 24 сентября 2009

 

 

Острая кусачая честолюбивая комедия «Забыть Герострата!» по блистательной пьесе Григория Горина надежно вошла в репертуар  Московского областного драматического театра им. А.Н. Островского. Премьера спектакля состоялась шесть лет назад – 3 октября 2003 года, режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Александр Исаков. 24 сентября в рамках гастрольного тура театра бесчеловечная авантюра всех времени и народов, губительно-циничная история о том, как легко можно прославиться, была разыграна в городе Ч.

 

Историчность и нравственная сложность комедии подчеркивается аскетическими декорациями: на сцене статичная арка, время от времени освещаемая софитами, и динамические конструкции железных кроватей, кочующие из камеры осужденного во дворец Тиссаферна и обратно. В качестве художественного дополнения к актерской игре – работа балетной труппы, не несущая, к сожалению, на себе эстетической нагрузки. Канва спектакля – безусловно, актерская работа.   

 

Герострат – грек из г.Эфес, сжегший в 356 г. до н.э. храм Артемиды Эфесской и тем самым обессмертивший свое имя.  Примечательно, что герою 32 года – возраст усиленной рефлексии и отчаянного безрассудства, если угодно психологам - «кризис Христа». Подтекст, таким образом, в его поведении и поступках может быть сложный и глубокий. Однако, Юрий Финякин играет скорее простака, умело плюнувшего в вечность и ехидно посмеявшегося над ней. Он до смешного честолюбив, ничтожен, суетлив, хотя очень сообразителен и временами вызывает симпатию. «Я  открыл  для  себя   великую  истину: сильнее   богов  -  наглость человеческая!  Эта истина стоила мне тысячу драхм…» - печальному опыту героя вполне можно посочувствовать.

 

Заключенный в тюрьму и приговоренный к казни Герострат не теряет присутствия духа, более того расплачивается по долгам с ростовщиком Крисиппом, зарабатывает на своих мемуарах n-ю сумму, легко подкупает тюремщика, а за ним и Климентину – правительницу Эфеса, демонстрируя зрителям очевидное: непродающихся не существует, разница только в цене.

 

Климентина (Ольга Щепалина) – особа тщеславная, честолюбивая и манерно утонченная. Ее тонкие прозрачные греческие одежды, не столько скрывающие, сколько игриво обнажающие хрустальное дерзкое тело – символ вольности и инструмент для соблазнения. Климентина и Герострат близки друг к другу: оба жаждут славы и изощренно выдумывают способы ее завоевать, быть может, поэтому так быстро и без труда находят общий язык. Сцена, замыкающая первое действие спектакля, эротично-цинична.  Арестант, приговоренный к казни, шантажирует повелительницу Эфеса… В сторону Герострата летят браслеты и украшения госпожи: надменно и величественно Климентина пытается заключить с ним сделку, впрочем, в своем величии не сильно отличается от женщины легкого поведения. Все та же купля-продажа, спрос и предложение - вечные рыночные законы имеют место даже в тюремной камере. 

 

Герострат, как центрифуга, выбиваясь из последних сил, заставляет весь мир Эфеса вращаться вокруг него. Однако же, признавать его центральной фигурой спектакля как-то язык не поворачивается. Вероятно, авторы сознательно не желали торжествующему «злу» отводить центральное место и выдвинули на первый план фигуру повелителя Эфеса – бесконечно обаятельного Тиссаферна (з.а. РФ Г.Фирсов). Колоритная внешность Г.Фирсова: огненно-рыжие волосы, острый прямой нос, немного сутулые плечи - придает  облику героя, перса по национальности, зловещий характер.  Он могущественный правитель, и вместе с тем «рыжик», как его любовно называет Клементина. В темной и малоприятной истории с женой ему выпала непростая роль: «Я ждал измены, но думал, что это будет только моя боль, а она  превратилась  в  государственную  проблему...» Раскусить Тиссаферна за весь спектакль мне так и не удалось: столько в нем оттенков и полутонов. Он не герой, куда уж до героя с «рогами»-то, и не злодей, не абсолютный циник и не морализатор, для этого существует Человек театра (з.а. РФ В.Балдов), внешне очень похожий на Григория Горина. Тиссаферн – жертва и победитель, одинокий и сильный человек власти, вынужденный вершить правосудие и защищать справедливость. Так параллельно комедийной истории Герострата в спектакле развивается сложная психологическая драма Тиссаферна, следить за которой, пожалуй, даже интереснее.

 

Режиссер спектакля - Александр Исаков, ныне художественный руководитель Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, много лет проработавший в театре им. В.Ф. Комиссаржевской и «Балтийском доме», сумел подчеркнуть в пьесе Г.Горина кажется самое злободневное: слабость и потерянность человека, необходимость сопротивления злу, но так и не разрешил главного вопроса, как же нам относиться к Герострату. Осуждать или восхищаться?  Дилемма еще долго будет вертеться в сердцах обескураженных и запутавшихся зрителей. Ясно только одно: забыть Герострата не удастся!



Автор: Софья Белая
Дата: 07 октября 2009

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх