????????

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

Публикации
/ Сергеев Владислав Александрович
 
Сергеев Владислав Александрович

Имя череповецкого графика, заслуженного художника России Владислава Александровича Сергеева хорошо знакомо всем любителям изобразительного искусства Вологодчины. Четыре с половиной десятилетия его произведения привлекают зрительское внимание на больших и малых выставках в нашей области, в Москве и других городах России и за рубежом. О работах художника спорят специалисты, пытаясь объяснить своеобразие его гравюр и определить пути развития мастера. Ведь каждый новый выход художника к зрителям становится праздником истинного искусства. Владислав Сергеев – наиболее яркое явление в современном изобразительном искусстве Череповца, города большой индустрии, где, среди убыстренного ритма жизни деловых людей, изящный и поэтический мастер умеет находить вторую, духовную реальность, умеет быть как бы со всеми и все-таки оставаться всегда наедине со своим особенным лирико-поэтическим ощущением. В этом ином видении окружающей жизни самыми близкими и открытыми для него становятся герои, образы и видения Древней Руси, классической русской и мировой культуры.
Творчество Владислава Сергеева продолжает художественные традиции старого и активно развивающегося сегодня Череповца. Вспоминается старина. Во всей силе таланта предстают перед нами славные земляки - поэты Константин Батюшков и Игорь-Северянин, великий живописец Василий Верещагин, созидатель и благотворитель, долголетний городской голова Иван Милютин. Биография Сергеева лишена внешней броскости, и, тем не менее, Сергеев всегда пользовался устойчивой репутацией серьёзнейшего профессионала.

Владислав Александрович Сергеев родился 1 мая 1938 г. в селе Кузьминское Тутаевского района Ярославской области. Родители Сергеева происходили из крестьян деревни Кузнечиха Череповецкого уезда, входившего в состав Новгородской губернии, а позже Ленинградской и Вологодской областей. При создании Рыбинского водохранилища деревня на реке Шексне оказалась в зоне затопления. В 1936 г. двухэтажный родительский дом сплавляли по воде до Тутаева. Так художник родился на ярославской земле, чтобы потом, через годы, оказаться в Череповце, на родине своих предков.
Особенности характера и судьбы Сергеева во многом были определены его детством. Он рано, в трехлетнем возрасте, остался сиротой. Его мать, простая женщина, работала техничкой в общежитии, – умерла в 1942 году. Отец на войне был шофёром. Прошёл все трудные годы Великой Отечественной и погиб в Германии 5 мая 1945 г. Для будущего художника начались годы жизни в детских домах, правда, удача не оставляла его никогда. Он рано начал рисовать. Способности его были замечены. В первые послевоенные годы он воспитывался в детском доме при нефтеперерабатывающем заводе им. Менделеева, а с 1951 по 1954 год жил и занимался в Ярославле уже в специализированном детском доме для одарённых детей. (В те годы в Советском Союзе было 3 элитных детских дома для особо одарённых детей-сирот). Как вспоминает художник, этот детдом тогда «вовсю гремел». Там были хор и оркестр, танцевальный коллектив и студия изобразительного искусства. Сергеев делал быстрые успехи, и со своими акварелями в 1953 и в 1954 годах уже участвовал во всесоюзных и всемирных выставках детского художественного творчества и завоёвывает первые места. Успехи его были столь впечатляющи, что кинематографисты из «Мосфильма» даже сняли документальный фильм о талантливом подростке. Его работы экспонировались в пяти странах мира.
Затем были годы учебы (1954-1959) в Ярославском художественно-педагогическом училище. Дипломная работа, картина «Капустницы», написанная темперой, была оценена как один из лучших дипломов училища, Её оставили на хранение в специальном учебно-методическом фонде. Затем были годы поиска своего места в творческой среде. Служил в армии (1959-1962 гг.), занимался оформительством в подмосковной воинской части. Поработал в Ярославле художником-оформителем на Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе, в Новосибирске, и в 1963 г. зазвал его на Вологодчину соученик по училищу и друг Евгений Соколов. Добро на переезд и работу в Череповецком филиале Вологодского отделения Художественного Фонда дал тогдашний председатель областной организации Союза художников Николай Баскаков. В том же году Сергеев впервые принял участие в областной выставке в Вологде. Так Сергеев вошёл в коллектив художников и особую атмосферу художественной жизни Вологды 1960-1970-х годов, в период всеобщего увлечения графикой.
Серьёзнейшим образом Сергеев изучал гравюрную коллекцию Семена Ивенского бывшего в ту пору директором Вологодской картинной галереи. В 1965 г. в областной картинной галерее прошла первая выставка «Вологодская графика». А в 1971 г. в выставочном зале Союза художников в Москве вологодская графика была представлена как самобытное, яркое, сформировавшееся явление российского искусства.
О работах Сергеева в 1960-е годы писал историк и художественный критик Лев Дьяконицын. Немалую роль в жизни и искусстве Владислава Сергеева сыграло его постоянное летнее пребывание в деревне Оденьево на Цыпиной горе близ Ферапонтово, где он в 1965 г. купил дом, завел пасеку. Здесь обосновались многие художники из Вологды и Москвы. Можно сказать, что в Вологде и Череповце Владислав Сергеев сформировался как график в профессиональном плане. А в Ферапонтово он не только нашёл темы и образы своих основных гравюр, рисунков и пейзажей. Здесь он нашел духовный стержень своего искусства, присутствие и благодатная сила которого выделяет творчество Сергеева в кругу его коллег и современников. Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри погрузили душу мастера в мир умозрительных образов, величавой пластики и художественной изысканности. Здесь сформировались особые композиционные решения гравюр и рисунков художника – с далями, высокими облаками над низкой линией горизонта, с отражением храмов и холмов в озерных водах.
На протяжении десятилетий своей творческой жизни Сергеев работал практически во всех техниках, видах и жанрах изобразительного искусства. Главная область его искусства – это мир графики, гравёрное мастерство. С середины 1960-х гг. увлечение эстампом стало повсеместным. Но и когда гравюра постепенно стала выходить из моды и уступила место новым поискам в живописи, художник остался верен ксилографии. Сосредоточенная работа в тиши мастерской, полное погружение в сам процесс кропотливой, миниатюрной резьбы по дереву, общение с миром книг, историко-философские размышления всё это отвечает характеру и художественным интересам мастера. Сергеев всегда много рисовал. Уже в его дипломной работе в художественном училище графические приёмы доминировали над живописными. От рисунка он перешёл к монотипии, сделал несколько проб в линогравюре. Потом полностью сосредоточился на ксилографии. Немного занимался резцовой гравюрой на металле. Постоянно рисовал графитным, затем итальянским карандашом, углем, сангиной, пастелью, тушью, пером и кистью. В последнее время всё чаще стал работать акварелью.
Впервые художник заявил о себе по большому счёту в 1964-1966 годах, когда выполнил серию монотипий «Люди и металл». Монументальные, большеформатные черно-белые монотипии, экспонировавшиеся на многих выставках, остаются, интересны и по сей день. Собственные, «сергеевские образы» появились у художника в 1965 г. Монотипия «Мыслитель» открыла в творчестве графика мир духовного бытия его героев-созерцателей, мечтателей, поэтов и философов. Вторая этапная гравюра была потаённой, никому не ведомой. Ведь в миниатюрной ксилографии Сергеев создал образ Христа (1965). С этого вневременного лика началась гравюра на дереве художника, позднее наполненная классическими мотивами древнерусской иконописи и архитектуры. В 1968 г. художник был принят в члены Союза художников СССР.
Сергеев более всего известен как ксилограф. Первая гравюра Сергеева была вырезана на спиле яблоневого дерева. Использовалась и береза, но все остальные работы выполнены на пластинах из склеенных брусочков самшита. Все гравюры художника начинаются с подробнейшей эскизной проработки на бумаге.
После бурной творческой активности в ксилографии 60-х – 70-х годов прошлого века художник перешёл к рисунку и акварели, а потом и к живописи. Почему? Просто не позволяло здоровье: пыль от шлифовки гравировальных досок из самшита вызывала сильнейшую болезненную реакцию организма. Изменилось время. Не стало заказов на станковые и книжные ксилографии. Некогда очень динамичное экслибрисное движение сошло на нет. Сейчас появился большой спрос на живопись, натюрморты и пейзажи. Владислав Сергеев исполнил около 50-ти станковых гравюр.
Пик активности в ксилографии художника приходился на период с 1967 г. до середины 1970-х годов. С большим успехом проходили выставки произведений Владислава Сергеева в Италии (Тренто) в 1971 г., где газеты писали о «почти непостижимой маэстрии резца» художника; в 1974 г. – в Бельгии (Сент-Никлас); творческая командировка в Венгрию на биеннале печатной графики в Мишкольце. Как сам мастер говорит, расцвет искусства приходит на молодость в возрасте от 30 до 40 лет, когда в душе всё бурлит, а руки сами просятся к бумаге и дереву. В это время художник сформировал смелое по образу и стилю, утонченное по исполнению, совершенно особое направление в вологодской графике. Владислава Сергеева можно назвать лучшим графиком Вологодчины. В 1977 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».
Большинство произведений этого времени выполнено под
впечатлением от Ферапонтовских мест. Реальная личная жизнь людей
увидена в них сквозь призму иконописи и фрески. Герои Сергеева, как и он
сам в гравюрном автопортрете «Мечтатель» более напоминают монахов,
апостолов и святых воинов. Художник создает образы-символы, обращенные
к умозрению, лирико-ассоциативному прочтению, а не к простой фиксации
увиденного. Именно так построены его сложные по композиции и смыслу
листы: «Разговоры» (1968), «Любовь в древнем городе» (1968), «Вдохновение» (1968). По прошествии времени эти работы становятся ещё более современными и редкими по духовной наполненности. В них художник намного опередил свою эпоху, как бы прорываясь к нашей сегодняшней творческой свободе. Единое пространство национальной духовной памяти раскрывается во многих графических листах этого времени: «Кириллов. Церковь Сергия Радонежского», «Поваренная башня Кирилло-Белозерского монастыря», «Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря» (1970).
В станковых ксилографиях 1980-х годов раскрылась внутренняя религиозность, идущая от впечатлений раннего детства. Он вспоминал, как, будучи ещё совсем ребёнком, после смерти матери попал в другую семью. И единственным его душевным пристанищем стала церковь в деревне, куда он часто убегал, обращая горести и надежды детской души к деревянной скульптуре распятого Христа... В зрелые годы эти ранние ощущения поисков единения привели художника к размышлениям о традициях русской общинности, о соборности, о силе истинной веры. Эти идеи легли в основу его программной работы 1988 г. «Приглашение в Древнюю Русь». В ней дан собирательный образ древнерусского монастыря-крепости, из врат которого выходит сонм святых, простирающих руки к приплывающим парусным ладьям. А в гравюре «Дионисий» 1984 года, как и в книжных иллюстрациях этого времени, образ большого дерева мыслится мастером как воплощение духовности, как символ России.
Владиславу Сергееву удалось оформить более 10 книг, поэтических сборников, т.к. лирическая поэзия особенно близка характеру и творческому своеобразию художника. Он оформлял книги Николая Рубцова, Виктора Коротаева, Александра Романова, Анатолия Жигулина и антологию стихов русских и советских поэтов о матери. Оформление изданий включает как гравюры, так и рисунки художника. Мастер обыгрывал каждую деталь, вкладывал в миниатюры всё своё умение. Сергеев оформил три сборника стихов Николая Рубцова: «Последний пароход» (1973), «Подорожники» (1975) и «Видения на холме» (1990). В первом художник с большой силой раскрыл образ родины поэта, представив на иллюстративных разворотах «Деревенское лето» и «Старую Вологду». Мир личности самого Рубцова по вине издателей как бы отошёл на второй план. В гравюрах «Храмы на озере» и «Юноша в поле» есть проникновение в глубокий философский смысл рубцовской лирики: неразрывная связь вековых традиций духовности, слияние души человека и природы. Сергеев вспоминает, как впервые встретился с поэтом в своей ферапонтовской деревне. Его поразило, как этот, временами шумный задира, вдруг тихо ушёл в поле и стал гладить траву, как будто говоря: «Все – то тебя топчут, не жалеют». Потому и мотив лирического героя в поле – то в образе всадника, то коленопреклоненного перед цветком юноши – проходит как бы сквозной нитью через все рубцовские иллюстрации Владислава Сергеева. В сборнике «Подорожники» представлены образы и мотивы собственно лирики Рубцова. Гравюры обрамляют поэзию и создают настроение лирической грусти. В сборнике «Видения на холме» Сергеев создаёт классический, отстоявшийся с годами образ - символ поэта и поэзии.
Владислав Сергеев является признанным мастером экслибриса книжного знака. Им награвировано немногим более 30 экслибрисов, но все они являются законченными и высокохудожественными миниатюрами. Его экслибрисы так же условно-ассоциативны, как и многие станковые гравюры. Их основной образный смысл духовная, созерцательная и созидательная деятельность человека.
Если станковая и книжная гравюра стала для Владислава Сергеева наиболее значимым творческим итогом многолетнего труда, то работа в области рисунка и акварели была для художника постоянным профессиональным тренингом, подготовительным материалом для гравирования и творческой лабораторией. В мастерской художника и музейных коллекциях хранятся сотни графических произведений в оригинальной технике. Наиболее интересны из них станковые композиции конца 1960-х и 1970-х годов, портреты 1980-1990-х годов и эскизы к
гравюрам, над которыми художник работал постоянно. Это композиция «На качелях» (1970), серия рисунков «Жизнь» (1970-1972), портреты писателей Василия Макаровича Шукшина и Василия Ивановича Белова (1982), циклы рисунков к произведениям А.С. Пушкина (1969) и для поэтической антологии «Мать» (1979). Художник рисовал портрет Шукшина, будто исповедовался другу. Привлёк Шукшин силой духа своего, родством чувств, жгучей любовью к людям земли русской. Писатель В.И. Белов о художнике Владиславе Сергееве в своей статье «Размышления на тему эстетики» пишет: «Многие живописцы и скульпторы пробовали создавать образ поэта. Но никто, кроме Сергеева, не добился такого точного сходства, такой характерной для Рубцова беззащитности и душевной лиричности».
В ранних работах из серий «Купальщицы» и «Курильщики» (1968) чувствуется увлечение формальными приёмами Поля Сезанна. Манеру художника в передаче тонких нюансов внутренней жизни человека и природы сформировало знакомство, а потом и увлечение методикой работы Школы аналитического искусства Павла Филонова. В рисунках тушью, кистью и акварелью, несомненно, внимание художника к творчеству Михаила Врубеля и Александра Головина. В портретах последнего времени график отдаёт дань наследию французских мастеров конца XIX в. Эдгара Дега и Огюста Ренуара. Высокий уровень графики Сергеева всегда основывался на серьёзном изучении классического и современного, отечественного и зарубежного творческого опыта.
Сегодня Владислав Сергеев продолжает много и активно работать. Он – самый строгий и взыскательный судья своему творчеству. Его живописные произведения наполнены проникновенным лиризмом и тонкостью чувств. Большинство пейзажей написано в окрестностях Ферапонтово. Излюбленными мотивами стали: старая деревянная Ильинская церковь, Цыпина гора, деревни Оденьево и Загорье. Пишет художник осеннюю листву, весеннюю распутицу, первый снег. В живописных работах своих художник следует заветам классической школы русского лирического пейзажа настроения.
Владислав Сергеев – художник и мыслитель. Он – сокровенный человек. Сергеев говорит про себя, что ничего не хочет делать плохо. Он изучает натуру до мелочей. Художник вспоминает, что для более детальной проработки листьев, цветов и трав он даже специально купил микроскоп. Погружение в микроуровень природной жизни дало удивительные результаты. Образ Пана из будущей гравюры первоначально увидел в прожилках бересты. А в тончайшей паутине полусгнивших ноябрьских листьев ему представились особенно выразительные мотивы для состояния нежной поэтической грусти многих будущих книжных иллюстраций. Художник постоянно соизмеряет свои творческие задачи с серьёзной литературой, классическим русским религиозно-философским и эстетическим наследием. У художника большая библиотека. В тишине ферапонтовского дома он перечитывает Достоевского и Василия Розанова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Ивана Ильина и Павла Флоренского. Это редкий для современного художника багаж знаний, ощущений и переживаний. Именно он позволяет мастеру формулировать и отстаивать свои позиции в искусстве, даёт возможность выходить в созданных произведениях на серьёзный уровень художественной правды. Его судьба и творчество наглядно подтверждают старую мысль об исключительной роли творца в формировании духовного климата современного ему общества. Как бы ни складывалась жизнь самого художника, созданные им работы формируют вокруг себя ауру доброты и глубокого сопереживания. Ведь Сергеев, по его словам, всегда искал гармонии. И учился этому у природы. Дом его на Цыпиной горе, обращённый окнами на восход солнца, открыт каждому, кто входит в него с миром и любовью. Именно этими критериями в жизни и творчестве поверяет он и самого себя, и всех нас, современников тоже, говоря с нами просто и красноречиво о главном, родине ли – большой и малой, об истории ли – давней и современной. И там, где художнику не хватает слов, на помощь ему приходят его работы графические и живописные, в которых выражена суть его творческой философии преодоление хаоса и обретение гармонии, потому что только через лад – в душе человека и каждом русском доме – сможет и страна, гудящая ныне, как разворошенный улей, прийти к так желанному всем россиянам согласию.
 Владислав Сергеев участник всесоюзных, всероссийских, международных, республиканских, зональных, областных, городских выставок с 1963 года. Персональная же ретроспективная выставка произведений графики и живописи художника проводилась впервые в 1998 г. в Выставочном зале Череповецкого музейного объединения, а затем в Вологодской картинной галерее, – в связи с 60-летием Заслуженного художника России. Был издан прекрасный альбом-каталог в честь юбилея мастера со статьями известного писателя Василия Белова, председателя комитета по культуре и искусству администрации Вологодской области Владимира Кудрявцева и директора Вологодской областной картинной галереи Владимира Воропанова. В 1999 г. Указом президента Российской Федерации художник-график Владислав Александрович Сергеев был награждён «Орденом Почёта» за заслуги в области культуры и искусства.
Произведения мастера хранятся в музеях Архангельска, Вологды, Кириллова, Москвы, Перми, Кирова, Петрозаводска, Сыктывкара, Череповца, Ярославля, Раахе в Финляндии и др. Деликатно подходя к теме произведения, художник с большим мастерством и психологической точностью создал за последний период творческой деятельности живописные портреты Игоря-Северянина, Николая Рубцова – к 70-летию со дня рождения поэта, Вячеслава Евгеньевича Позгалёва. Сейчас художник с большим удовольствием работает в технике живописи, наслаждаясь цветовыми возможностями акварели и сокрушаясь, что не занимался ею всерьёз раньше.
Искусство этого «сокровенного человека» сегодня более необходимо нам, чем он сам нуждается во внимании со стороны. Ведь мы обделены качеством культуры. Здесь и встаёт во весь рост личность и творчество Сергеева, ещё для нас полностью не открытые и не познанные.

Дата: 04 июня 2008

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
Адрес:
162600, Вологодская обл., г. Череповец,
ул. Дзержинского, д.20
+7 (921) 057-13-55 - Вопросы по билетам
+7 (8202) 74-75-76 - Центральная
театрально-концертная касса
Редакция сайта:
Максим Фаулер
afisha35@yandex.ru
Отдел рекламы:
Татьяна Соболева
Тел. +7 (921) 544-72-55
Copyright © 2004-2018 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
↑ Наверх