Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

ПH
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС


Публикации
Вам понравилось?



Сергей Сайгон
 
Сергей Сайгон
            - Сергей, всё начиналось с художественной школы?

- Нет. Я вообще ничего не заканчивал,  просто были какие-то задатки. Хотя сейчас говорить об этом скучно. Начинаниями можно назвать рисунки на партах во 2-ом  лицее г. Череповца, затем армия - то время тоже не безгрешно. Дембельская культура задавала свой эстетский тон. И именно там, в армейском госпитале, я встретил человека, который вдохновил меня на совершенствование техники рисунка. Так  сразу после армии, я работал художником-оформителем.

- «Сайгон» - это псевдоним?

- Да. Раньше в Питере было достаточно известное культовое место на пересечении Невского и Владимирского проспектов - кафе «Сайгон». С Вьетнамом это никак не связано. Приезжая в Петербург, частенько бывали непременно там. А вообще, ещё до революции в этом месте собирались художники, литераторы, поэты, музыканты. Так что мы все из «Сайгона» вышли. Квинтэссенция творчества происходит постоянно.

- Всё-таки, возвращаясь в прошлое, когда и как прошла первая выставка? Череповец - город, не подготовленный к авангарду; реакция была адекватной?

- 1987 год - групповое участие, а уже для персональной выставки я созрел достаточно поздно и вплотную занимаюсь этим только 5 лет. Поначалу люди, посещая экспозиции, удивлялись, но средства массовой информации в тот момент оказывали очень значимую поддержку, так как в газетах, на радио, на телевидении мне довелось работать: 7 лет работы оператором на телевидении. Сейчас в нашем обществе наблюдается странный процесс: люди перестали чему-либо удивляться; делают вид, что они либо переели, либо обожрались. Авангард их уже не трогает. Может быть, нужны какие-то более радикальные вещи и методы. Хотя, к примеру, моё искусство по отношению к скульптору Шебунину радикальное.

- Вопрос от психолога: какие фобии и психологические комплексы толкают творить?

- Это то, что меня  всегда волновало меньше всего. Я делаю только то, что мне нравится делать. Чувства и эмоции - фундамент всего. Лично на меня очень сильно влияет окружающая музыка. А её я наслушался очень много: я ? меломан.

- Как бы Вы сами назвали результат своего творчества? - феерический абсурд?

- Этим делом занимаются критики. У нас в их роли выступают люди, посещающие выставки, то есть вы. Ваша вольная трактовка моего творчества никогда мной не возбраняется, в этом для меня есть лишь только  положительное. Потому что-то, что говорю я, уже мало интересно, гораздо интересней услышать мнение критиков. Но в Череповце нет настоящих профессиональных критиков, кураторов, галлеристов, коллекционеров? - никого нет!

- Где проходили последняя выставка?

- Летом 2004 года выставлялся в Румынии, где приятно удивил тот артлагерь. 15 стран-участников от США до Египта, среди которых я один представлял Россию.

- Вы чей-то последователь или первооткрыватель самого себя?

- Конечно же, американский поп-арт оказал на меня огромное влияние. Первая волна поп-арта:  Рой Лихтенштейн - это один из весёлых художников. Для своих сюжетов он использует картинки комиксов. Энди Уорхол, Р.Раушенберг - эти имена настоящие авторитеты, оказавшие большое влияние на искусство во всем мире.

- Вы определяете для себя грань между искусством и массовой культурой? Другими словами, какую нишу занимаете?

-  Да, имя Сайгон хорошо известно в этом городе, не более того. И эта известность практически не влияет на продажи моих произведений. Я занимаюсь искусством, но для кого-то это лишь абсурдные картинки с заимствованными фразами и очень жаль заниматься этим в одиночку. По настоящему интересных личностей, к сожалению, пока не наблюдаю. Многообещающий проект «Движение» канул в лету, инициатор проекта Татьяна Храмцова успокоилась на том месте, когда ей предоставили стены для своих работ. Но стены, где можно повесить картины ? это еще не галерея.

- Осмелюсь процитировать высказывание Пруста: «Важно не что пишет автор, а как». Если уж говорим об искусстве, то для Вас форма или её содержание является доминантой?

Любую форму можно наполнить содержанием, так же как и содержание поместить в форму ? важно находить баланс. И если брать во внимание тот факт, что у всякого художника должно быть свое лицо, так же как и послание человечеству, могу надеяться этот посыл я нашел для себя. То есть если понимать слово «содержание» буквально, то в некоторых моих работах имеется наполнение. Это такие своеобразные капсулы времени ? хранилища артефактов нашей жизни. Технология не сложная и я открыл для себя сам. В пластиковые фрагменты лимонадных бутылок путем термообработки запаиваются «страницы нашей истории». Затем на готовые конфигурации наносится лепная масса (которая также является моим ноу-хау). Все это затвердевает на долгие годы и хранит в себе тайну. Учитывая, что к искусству люди относятся с особым трепетом, есть вероятность, что многие произведения будут сохранены вместе с их заинтригованным содержанием.

- Радикально преобразовать человеческое общество средствами искусства - такая утопическая цель. Вам она не чужда?

- Бывает по-разному. Иной раз и призываю, и провоцирую в работах к движению вперёд, чтобы не было застоя и пассивности. По воли случая, работая оператором, мне довелось общаться на пресс-конференции с мэром нашего города-побратима Монт-Клер Джулианой Белчак. Когда я спросил, сколько галерей или музеев современного искусства в г. Монт-Клер, не говоря о классике, об академиях, она ответила, что в их  городе, размером намного меньше нашего, один крупный музей и более ста галерей. Самое приятное, что она очень охотно стала на эту тему беседовать, глаза у человека загорелись!

- То есть в нашем городе (в Череповце) нет этого, потому что это неинтересно мэру?

- Скорее дело в людях. Такое ощущение, что наши люди не подозревают, что во всём цивилизованном мире это есть; творчество двигает людей. У нас этого нет. Череповец - очень «заспортивленный» город, чересчур.  Это не плохо, но спортивный человек - это не совсем «культурный» человек. Всё-таки должна быть гармония. Скажем, есть в городе училище искусств, но вместо выставок художников мы постоянно видим там выставки-продажи меховых изделий. Вроде бы очаг культуры, но увы, коммерция видимо важнее деградирующего общества, где люди могут запросто пописать или покакать себе под нос, т.е. прямо на улице.

- Авангард и политика - просто тандем «кровавая  Мэри»!?

- Да, творчество очень большой показатель на политической арене. Может быть, поэтому искусство в России развивается очень медленно. До сих пор доминирует традиционное: «бабушки в кокошниках», такой псевдо-дутый патриотизм, который насаждается политическими партиями, монополизм, по-другому. Парадоксально: у нас же есть металлургический олигарх, о котором все знают. В свою очередь, в Америке есть и олигархи и магнаты, которые поддерживают своих художников, покупают их работы. По всему миру они настроили крупнейших музеев, с такими изысканными архитектурными формами! Последний  в Бильбао (Испания) сильно потрясает воображение! Ну и что наш серый город?! - Рабочий класс. Посмотрите хотя бы, как серенько и убого одеты люди. Чувствуется отсутствие тяги к индивидуализму.

- По тенденциям в моде Вы ориентируетесь на Москву, на Питер, или же на что-то иное?

- Конечно, я слежу за всеми событиями в наших мегаполисах и для этого делал специальные выезды. Сейчас уже не так сложно организовать выставку в Москве, другой вопрос какая это будет галерея? Уровень галерей совершенно разный. Можно конечно выставиться для очередной галочки в свой актив, поскольку в престижную галерею будь ты супер-пупер художник тебе дорога закрыта. Там есть определенный круг художников, человек 20-30, с которыми сотрудничают галереи и продвигают их. И этот круг кураторам и галеристам расширять совершенно не выгодно, так как от дефицита есть прямая зависимость цены на работу художников. А там, в Москве, они доходят до 20-30 тысяч евро за работу ныне здравствующих. Такой вот бизнес.

- Трудно, одним словом, назвать Ваши творения. Помогите.

- Обычно я называю их просто работами. Это и картины, и скульптурные формы, с которыми я, кстати, легко расстаюсь. Продажи минимальны, отсюда нет стимула создавать что то новое. Хранить и складировать тоже негде, поскольку влага и сырость как это уже было в подвале разрушает работы и все приходит в негодность.

- Работая с фактурой , с образом  в авангарде,  Вы ощущаете себя ребёнком?

- Мне очень нравится детское творчество лет до 5. В этом смысле очень приятно удивлял Жан Мишель Баския. Слава сгубила этого художника: он умер от передозировки наркотиков в 27 лет. Мне из Нью-Йорка привезли альбом его работ, теперь его картины стоят  сумасшедших денег. Но при жизни он не знал что с ними делать.

В Череповце в «Доме знаний» существует школа-студия, где 2 года я обучаю желающих. Но видимо город еще не созрел, интерес падает, огня в глазах нет. Уже подумываю о сворачивании этой деятельности, хотя последняя выставка учеников студии «Монолизы» имела успех у зрителей.

- А как насчёт стоимости Ваших  работ ?

- Цена ? это кредит доверия к художнику! Они с трудом продаются за 3 тыс. руб. Арт-рынка в Череповце нет. Отсюда нет и востребованности. Даже коллекционер у нас и то один - Лунин! Впрочем, общаясь с металлургической «золотой молодёжью», узнал, что  эти молодые люди постоянно ездят на Запад, посещают галереи. Для них эти деньги, за которые предлагаю я своё искусство - это как семечки.

 

- Значит, основной Ваш потребитель ? это «золотая молодёжь»?

- Самое-то удивительное, что нет. Хотя сейчас вспоминаю одну молодую пару, купившую картину. Жену зацепил сюжет, а мужа- слова.  На картине была надпись «А мне не нравится Алла Пугачёва». Удачные образы я стараюсь тиражировать, что  не мешает идее «поп-арта».

- Авангард -  это эстетический бунт красок, непредсказуемых материалов. Сергей, с чем работаете Вы?

- То, что обычные люди несут на свалку, на помойку, я, наоборот, приношу оттуда и работаю с этим. Потом всё это помещают в музеи! Опять же, вспоминая последнюю выставку в Румынии: по приезду я сразу же поехал с организаторами на местную свалку. Они были в шоке! Когда я привёз полную коробку этого хлама, меня попросили не заносить ее в мотель, а оставить на улице. Потом я всё это аккуратно отмыл, воплотил. Сейчас работу «Ничто человеческое нам не чуждо»  забрали  в штаб квартиру ЮНЕСКО в Париже. На ней изображение негра, где вместо глаз ? компьютерные мыши. Копию этой картины  череповчане могут увидеть в «Киномире», где до сих пор располагается выставка «Happy New Y.E. ART - 2005». Любые картины можно приобрести в личную собственность.

- А к Вам поступают заказы? Может простой смертный нашего города заказать у Вас картину?

- Безусловно. Они бывают, но это скорее редкость. Был заказ оформления кафе «Авиатор». Понравилось, что директор не стал навязывать свои идеи, а полностью доверился художнику - мне. Маленький зал, манекен, пропеллеры? - полная фантазия автора. К фонду работ причисляются «Титаник», «Императрица», «Белый носорог», кафе «Морское» (каменные композиции в аквариумах и большой осьминог, привязанный к потолку).

- Художественный проект «Мания величия», на открытии которого Вы были в роли царя. Было комфортно? Наверное, самооценка не прекращала повышаться?!

- Открытие выставки длилось всего минут 20. Я бы сказал, получилась лишь частичная «мания величия». Самоирония. В целом удачная выставка, но есть идеи еще на пять проектов. Каждый проект ? это отдельная взятая выставка. Когда созрею не знаю, опять же повторюсь ? что потом делать с этими работами?! Нормальная практика когда картины начинают путешествовать по галереям или же их покупают музеи, но наш музей молчит по известным причинам ? нет денег! А меценаты для понимания моего творчества еще не созрели. Покупать искусство, так же как и просто понимать его удел избранных.

- Как человек экспрессивный, в работах Вы используете всяческие лозунги, цитаты.

- Да, это и простые жизненные слова, и призыв к чему-либо. Последняя тенденция в искусстве - употребление в работах ненормативной лексики.  И работы стали успешнее продаваться! Слова начинают действовать!

- Известно, чем грязнее, скандальнее и популярнее, тем прибыльнее. Нет желания пойти по этому пути, или всё-таки честность перед собой важнее?

- В принципе, одно другому не мешает.

- А Ваша квартира? Какая она, квартира художника?

- Пока в ней нет органичности, сплошная эклектика. Но интересные вещички увидеть можно. К примеру, огромный «бутыльшкаф», подставка под телевизор- ладонь человека. Размер имеет значение!

- Сергей, Бивис и Батхед ? это Ваши мультяшные кумиры?  Так надо?

- У них какое-то специфическое остроумие, они индивидуальны. Как у нас сейчас появились создатели Масяни, у них «революция» делается от создателя образов этих гипертупых героев -Майка Джаджа.

- Быть «в авангарде» значит быть впереди, в первых рядах. Кем Вы себя считаете?

- Ну, оглядываясь на то, что во всём мире это делается давным-давно, в этом значении я себя первопроходцем не считаю. Но в нашем сером скучном городе, возможно, я первый. Возникает желание уехать, хотя сначала думал на месте пробивать своё творчество, но «дров наломаешь», а толку не будет. Ставку можно делать только на ту же «золотую молодёжь», которая вместо дорогих наркотиков и клубов когда-нибудь предпочтёт заняться модернизацией нашей культуры. Из Череповца сделали какой-то дешёвый Лас-Вегас! Везде стоят игровые автоматы, и хоть бы кто-то  построил одну галерею. Ведь во всём цивилизованном мире этот бизнес приносит нормальные доходы. В общем, господа, окультуриваться надо!

 

Некоторые работы Сергея Сайгона

 

 Огромная благодарность за компанию и поддержку в трудную минуту фотографу Андрею.



Автор: Шалимова Оля (MiXage)
Дата: 30 июня 2005

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх