????????

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

Публикации
/ Спектакль «Дикарь». Рыбинский драматический театр
 
Спектакль «Дикарь». Рыбинский драматический театр

Спектакль «Дикарь»

Рыбинский драматический театр

ДК «Аммофос» 
 

«Платочек от Бога» 

«Раньше в горах я боялся только голода и боли.

Теперь ты - мой голод, ты – моя боль, ты- мой единственный страх», -

Александро Касона

«Дикарь»

     У спектакля, который привез после премьерного показа (6 февраля 2009) в Череповец Рыбинский драматический театр, жанр притчи – краткого иносказательного и поучительного рассказа. Так его определили создатели. В программке значилось: «Третье слово (Дикарь)» Притча. С иносказательности, присущей притче, и началось первое действие. Танец двух мистических фигур в черном и белом – жизни и смерти – и их хитросплетения были прологом к истории, созданной по пьесе испанского драматурга Александро Касоны. Чудесный литературный материал позволил режиссеру и сценографу спектакля – Владимиру Коломаку выстроить удивительный спектакль о любви («третье слово») и человеческой жизни, философичный без претенциозности и трогательный без пошлости.

     Иносказательная форма притчи, не ограничилась в общем только привлечением дам в «черном», «белом» и «красном», что само по себе не столь оригинально, но благодаря хореографии Натальи Пасынковой смотрелось достаточно органично. Эти фигуры то фонообразно иллюстрировали происходящее, то по-настоящему врывались в действие. Так Дикарь-Пабло в буквальном смысле прогоняет смерть своей возлюбленной. Сцена ошеломительная. Напоминает фильм Бергмана «Седьмая печать», только со счастливым исходом. Вот уж действительно любовь побеждает смерть. И это лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

     Иносказательностью  спектакль пропитан насквозь. Чего стоят одни декорации : на первый взгляд незамысловато натянутые под разным углом белые веревки. Что это? Сети жизни, в которых человек бьется, как бабочка? Общественные стереотипы, сдерживающие любые естественные движения? Веревки, за которые подтягивают марионеток-людей и управляют ими? Сухожилия?

     Сюжет, разворачивающийся в этом пространстве, внешне прост, но внутренне бесконечен и глубок. На первый взгляд, это встреча двух людей. Он – Пабло (Алексей Батраков), 24-летний молодой человек, необузданный «дикарь», с детства воспитывается в отрыве от цивилизации, не умеет ни читать, ни писать, не видит и не знает женщин, за исключением двух своих тетушек (Матильда - Тамара Платонова и Анхелина - Светлана Колотилова). Она – учительница (Мария Сельчихина), прибывшая для воспитания «ребенка».

     Поначалу взаимоотношения героев не складываются, а точнее складываются весьма своеобразно:

     - Тебя как зовут? – спрашивает Пабло свою новую учительницу.

     - Маргарита, - недоумевая, отвечает та.

     - Хорошо, будешь Магдой! А то в горы пойдешь, как я тебя буду звать? Мар-га-ри-та? Нет. Лучше – коротко Магда! Магда! – прикрикивает Пабло и шлепает себя рукой по ноге, как обычно зовет собаку.

     Но вскоре полное неприятие друг друга сменяется симпатией. Общим языком для героев становится поэзия Уолта Уитмена, в тот момент, когда Маргарита в полутьме сцены завораживающим грудным голосом читает его стихи… 

Ребенок сказал: «Что такое трава?» – и принес мне полные горсти травы, 
 
Что мог я ответить ребенку? Я знаю не больше его, что такое трава. 
Может быть, это флаг моих чувств, сотканный из зеленой материи – цвета надежды. 
 
Или, может быть, это платочек от бога, 
Надушенный, нарочно брошенный нам на память, в подарок, 
Где-нибудь в уголке есть и метка, чтобы, увидя, мы могли сказать, чей?
 

     Метаморфозы и всяческие превращения, если они есть в пьесе или спектакле, всегда интересны, как зрителям, так и актерам. Пожалуй, самый известный пример тому -«Пигмалион» Бернарда Шоу, где мы видим превращение простолюдинки-цветочницы Элизы Дулитл в светскую даму. В спектакле «Третье слово. Дикарь» таких метаморфоз даже не одна, а две. Первая, конечно – преображение Пабло. Образование или любовь, что повлияло сильнее - спорный вопрос. Но проходит немного времени, и перед нами уже не варвар в звериной шкуре, а ослепительный джентльмен в белом костюме.  Исполнитель роли Пабло - Алексей Батраков – очень фактурный артист и внешне, пожалуй, идеально подобран на эту роль, у него высокий рост, могучая фигура, длинные смолянисто-черные волосы и безумные глаза. При таких данных, казалось бы, нет ничего проще сыграть брутального неотесанного дикаря и этим ограничиться. Но Дикарь Батракова, к счастью, при всей своей внешней агрессивности мил, обаятелен и очень лиричен, а временами просто трогательный ребенок, но без какой бы то ни было инфантильности. Это тонкое сочетание мужественности с лиричностью удивляет и не может не радовать.

     Другая метаморфоза случается с учительницей Маргаритой (Мария Сельчихина). Из зашоренной «училки» в узком брючном костюме, скованной по рукам и ногам общественными стереотипами, она превращается в настоящую покорительницу гор, свободную охотницу Магду… Переход осуществляется молниеносно и естественно, ошеломляет и захватывает дух.

     Но тут во взаимоотношения героев вмешивается зеркало судьбы. Пабло узнает, что его мать была гулящей женщиной, и поэтому его отец отрекся от нее. Все надежды Дикаря обращаются теперь в сторону Магды, она для него – воплощение чистоты и непорочности. Как вдруг поблизости оказывается бывший любовник Маргариты – Хулио (Владимир Ершов), сын управляющего, омерзительный лоснящийся шантажист и мошенник… Напряжение неимоверное, все может закончится шекспировской трагедией. Но «третье слово» - любовь побеждает смерть и человеческие обиды.

     Любовь Магды и Пабло не сыграна, а прожита, выстрадана, выжжена и зрительскими слезами за биноклями омыта… 

     Среди неназванных ещё действующих лиц, пожалуй, наибольшего внимания заслуживают тетушки Пабло. Младшая - Анхелина (засл. артистка России Светлана Колотилова), «девица» и «дитя» в преклонном возрасте. Она обладает детской неспосредственностью, наивностью, открытостью и добротой, и уморительно по ходу спектакля напевает Россини: «Парам-па-парам…».  Её старшая сестра – Матильда (Тамара Платонова) более чопорна, сдержанна, исполняет роль хозяйки и «матери», хотя старше Анхелины всего на год, что выглядит достаточно забавно.  Забавного вообще в спектакле много, и весь юмор невероятно «обаятельный», так, что глаза начинают светиться.   

     История «Дикаря» - это история «наоборот» - коренная ломка стереотипов, в том числе и самого первого – архитипического, стереотипа Маугли: будто бы позарез человеку нужны блага цивилизации, а без них он необразованный варвар. Но в нашем случае дикарь – Пабло оказывается выше, чище и гораздо человечнее всех представителей цивилизованного мира. Противостояние Пабло и делегации Профессора (Анатолий Поздняков) – хорошая иллюстрация к культурологической проблематике Шпенглера, предсказавшего в «Закате Европы» неизбежную смерть цивилизации, как окончательно изжившей себя культуры. Перед лицом этой цивилизации Пабло (олицетворение духовности) сутулится, становится агрессивнее, но все же не поддается ее зловонному и развращающему влиянию. И профессорская делегация, возжелавшая изучить чудо-юдо дикаря, вынуждена удалиться, не солоно хлебавши, уличенная в собственной непроходимой тупости и лицемерной игривости.  

     Притча «Дикарь» учит самому главному: не прятаться за слова,  жить в мире вещей, а не выдуманных слов, быть только самим собой, избегая масок, лицемерной и общепринятой вежливости, не поддаваться стереотипам, дышать свободно, слышать голоса птиц, дикой природы, постигать себя, и, конечно, же любить. И если герои говорят о любви, поясняя, что это такое: «Это как жизнь и немножко как смерть», то мы с полной уверенностью можем сказать то же о спектакле Владимира Коломака:  

     «Это как жизнь и немножко как смерть»!



Автор: Софья Белая
Дата: 28 апреля 2009

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
Адрес:
162600, Вологодская обл., г. Череповец,
ул. Дзержинского, д.20
+7 (921) 057-13-55 - Вопросы по билетам
+7 (8202) 74-75-76 - Центральная
театрально-концертная касса
Редакция сайта:
Максим Фаулер
afisha35@yandex.ru
Отдел рекламы:
Татьяна Соболева
Тел. +7 (921) 544-72-55
Copyright © 2004-2018 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
↑ Наверх