????????

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

Публикации
/ Этическому кодексу преподавателя быть
 
Этическому кодексу преподавателя быть

     Пусть меня назовут законченной идеалисткой, но я считаю, что отношения Учителя и Ученика (или - Преподавателя и Студента) - есть абсолютно особенные отношения. Преподавание не исчерпывается передачей полезной информации. Наверняка в жизни каждого был человек, который стал для нас настоящим Учителем: помог понять нечто важное, изменил наше отношение к миру. И в этих отношениях большая ответственность ложится на преподавателя: и за себя, и за "того парня", то бишь студента. Почему? Помните фильм "Тот самый Мюнхгаузен": "Господи, ты старше, ты мудрее, ты должен уступить!" Вот как раз поэтому.
     Ремесло преподавателя таит в себе неисчерпаемые эмоциональные ресурсы. Человек, стоящий за кафедрой, при желании мог бы получать очищенную любовь в неограниченных количествах. Однако большинство преподавателей почему - то выбирают иной путь и прямо - таки   добиваются совершенно противоположного отношения.
     Позволю себе лирическое отступление и кратенько обрисую кадровую ситуацию в наших ВУЗах. Проблема в том, что подавляющее большинство преподавателей - люди, педагогике не обученные. Да, они могут быть крутыми профессионалами, хорошими специалистами в своей сфере - но они не педагоги. Их не учили общаться с аудиторией, понимать ее, нравиться ей, наконец. Оговорюсь сразу - как показывает практика, человеческие качества вполне искупают пробелы в педагогической подготовке. Однако они есть далеко не у всех; и вот человек приносит студентам "багаж" своих вполне обывательских агрессивных установок.
     А потому - какие там "отношения ученика и учителя"? Я тебе лекцию отчитал? - Ну и отвали, моя черешня, чего ж ты еще - то хочешь?
     Многие преподаватели строят отношения со студентами по принципу "око за око": как вы со мной, так и я с вами. Между тем хороший преподаватель - это не тот, кто опускается до уровня дурной аудитории, а у кого хватает сил поднять ее до себя.
     Далее: преподаватели, как правило, люди неглупые в плане знаний, а интеллект в сочетании с властью и за вычетом любви к людям порождает соблазн почувствовать себя богом. И вот уже такой преподаватель берет на себя смелость высказываться о профпригодности студента (мол, не сменить ли вам, бездарному такому, ВУЗ), о его способностях, о его жизненной участи - в общем, ведет себя так, словно книгу судеб он писал сам лично.
     И вновь лирическое отступление - на сей раз о "тупости" студентов. Предполагается, что человек выбирает ВУЗ по своей воле и желанию, руководствуясь интересом к данной сфере деятельности. И если он из - за нехватки интеллекта действительно не может усвоить программу, то это не вина его, а беда, и тыкать его носом - не только бесполезно, но и немилосердно. Если же человек просто не желает взять предлагаемые ему знания - это опять - таки его проблемы. Для меня очевидна одна простая вещь - человек может не заниматься, не успевать и тупить - и при этом имеет право не слышать оскорблений в свой адрес со стороны преподавателя, во - первых, потому что данный ВУЗ в лице преподавателей, принимавших вступительные экзамены, выразил желание видеть его в числе своих студентов, а во - вторых, получение знаний - это право, а не обязанность. Кроме нелицеприятных высказываний, есть цивилизованный путь наложения взысканий: написание докладных администрации, лишение стипендии за неуспеваемость, да и отчисление еще никто не отменял.
     И, наконец, вершина профессиональной деформации - когда преподаватель различными способами вымещает на студентах свои проблемы и считает это нормой. Трудности есть у всех: от маленькой зарплаты до нереализованной потребности в самоутверждении. Вопрос: а чем виноваты студенты?
     Теперь помножим все вышеперечисленное на практически полную безнаказанность преподавателя (поскольку, как ни обидно это признавать, студент в этих отношениях - сторона весьма зависимая и незащищенная) - и получится совсем невеселая картинка. У преподавателей даже в рамках одного Вуза нет ощущения принадлежности к единой корпорации. Соответственно, и чувства корпоративного достоинства тоже нет; в том числе, никого не беспокоит то, как ведет себя преподаватель со студентами: ни администрация, ни его коллеги не чувствуют моральной ответственности за его действия. Хотя, на мой взгляд, когда, к примеру, Такая - то Таковна высказывает свои соображения по поводу "гнилой еврейской крови" группе, где, на минуточку, у двух человек фамилии заканчиваются на - штейн, а Такой - то Такович только что не посылает студентов по матери - эти люди не только унижают себя, но и дискредитируют весь преподавательский коллектив.
     Как же защитить студентов от произвола преподавателей? Рискну предложить такой юридический механизм, как принятие Кодекса этики преподавателя. Предполагаемый статус документа - локальный нормативный акт ВУЗа. В кодекс должны быть включены нормы, закрепляющие общие принципы, модели надлежащего поведения преподавателя, этические стандарты поведения по отношению к коллегам и учащимся, примерные варианты психологически верного разрешения конфликтных ситуаций, установлен запрет на конкретные действия неэтичного, негуманного свойства, например: "Недопустимо использование методов физического или психического принуждения. Я не вправе угрожать студенту увеличением учебной нагрузки сверх установленной нормы, неоправданным занижением оценки и т.д".
Приниматься Кодекс должен самими преподавателями при участии студентов. Он должен стать одним из инструментов изменения сознания как студентов, для которых защита собственного достоинства станет реально возможной, так и преподавателей, которые определяться, что такое хорошо, а что - не очень.
     Еще один важный момент - за неисполнение требований Кодекса должны быть установлены дисциплинарные санкции, которые, будут применяться комиссией, состоящей из представителей преподавательского коллектива, студентов и администрации ВУЗа. Заметьте: когда на горизонте маячат реальные санкции, даже самые профессионально деформированные  вдруг проявляют удивительную психологическую гибкость. Для того, чтоб преподаватели и администрация были заинтересованы в соблюдении Кодекса, нужно, чтоб это влияло на популярность ВУЗа, т.е. текст Кодекса и сведения о его нарушениях должно быть доступна для всех, в том числе для абитуриентов.
     Помнится, Владимир Соловьев говорил, что право - это минимум добра. А ведь есть преподаватели, которым такой кодекс и правда - как рыбке зонтик. Они намного переросли в отношениях "обязательный минимум" человечности. Жаль только, что их - мало.



Автор: Юлия Груздева
Дата: 05 июня 2005

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх