Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

ПH
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС


Публикации
Вам понравилось?



Этическому кодексу преподавателя быть
 
Этическому кодексу преподавателя быть

     Пусть меня назовут законченной идеалисткой, но я считаю, что отношения Учителя и Ученика (или - Преподавателя и Студента) - есть абсолютно особенные отношения. Преподавание не исчерпывается передачей полезной информации. Наверняка в жизни каждого был человек, который стал для нас настоящим Учителем: помог понять нечто важное, изменил наше отношение к миру. И в этих отношениях большая ответственность ложится на преподавателя: и за себя, и за "того парня", то бишь студента. Почему? Помните фильм "Тот самый Мюнхгаузен": "Господи, ты старше, ты мудрее, ты должен уступить!" Вот как раз поэтому.
     Ремесло преподавателя таит в себе неисчерпаемые эмоциональные ресурсы. Человек, стоящий за кафедрой, при желании мог бы получать очищенную любовь в неограниченных количествах. Однако большинство преподавателей почему - то выбирают иной путь и прямо - таки   добиваются совершенно противоположного отношения.
     Позволю себе лирическое отступление и кратенько обрисую кадровую ситуацию в наших ВУЗах. Проблема в том, что подавляющее большинство преподавателей - люди, педагогике не обученные. Да, они могут быть крутыми профессионалами, хорошими специалистами в своей сфере - но они не педагоги. Их не учили общаться с аудиторией, понимать ее, нравиться ей, наконец. Оговорюсь сразу - как показывает практика, человеческие качества вполне искупают пробелы в педагогической подготовке. Однако они есть далеко не у всех; и вот человек приносит студентам "багаж" своих вполне обывательских агрессивных установок.
     А потому - какие там "отношения ученика и учителя"? Я тебе лекцию отчитал? - Ну и отвали, моя черешня, чего ж ты еще - то хочешь?
     Многие преподаватели строят отношения со студентами по принципу "око за око": как вы со мной, так и я с вами. Между тем хороший преподаватель - это не тот, кто опускается до уровня дурной аудитории, а у кого хватает сил поднять ее до себя.
     Далее: преподаватели, как правило, люди неглупые в плане знаний, а интеллект в сочетании с властью и за вычетом любви к людям порождает соблазн почувствовать себя богом. И вот уже такой преподаватель берет на себя смелость высказываться о профпригодности студента (мол, не сменить ли вам, бездарному такому, ВУЗ), о его способностях, о его жизненной участи - в общем, ведет себя так, словно книгу судеб он писал сам лично.
     И вновь лирическое отступление - на сей раз о "тупости" студентов. Предполагается, что человек выбирает ВУЗ по своей воле и желанию, руководствуясь интересом к данной сфере деятельности. И если он из - за нехватки интеллекта действительно не может усвоить программу, то это не вина его, а беда, и тыкать его носом - не только бесполезно, но и немилосердно. Если же человек просто не желает взять предлагаемые ему знания - это опять - таки его проблемы. Для меня очевидна одна простая вещь - человек может не заниматься, не успевать и тупить - и при этом имеет право не слышать оскорблений в свой адрес со стороны преподавателя, во - первых, потому что данный ВУЗ в лице преподавателей, принимавших вступительные экзамены, выразил желание видеть его в числе своих студентов, а во - вторых, получение знаний - это право, а не обязанность. Кроме нелицеприятных высказываний, есть цивилизованный путь наложения взысканий: написание докладных администрации, лишение стипендии за неуспеваемость, да и отчисление еще никто не отменял.
     И, наконец, вершина профессиональной деформации - когда преподаватель различными способами вымещает на студентах свои проблемы и считает это нормой. Трудности есть у всех: от маленькой зарплаты до нереализованной потребности в самоутверждении. Вопрос: а чем виноваты студенты?
     Теперь помножим все вышеперечисленное на практически полную безнаказанность преподавателя (поскольку, как ни обидно это признавать, студент в этих отношениях - сторона весьма зависимая и незащищенная) - и получится совсем невеселая картинка. У преподавателей даже в рамках одного Вуза нет ощущения принадлежности к единой корпорации. Соответственно, и чувства корпоративного достоинства тоже нет; в том числе, никого не беспокоит то, как ведет себя преподаватель со студентами: ни администрация, ни его коллеги не чувствуют моральной ответственности за его действия. Хотя, на мой взгляд, когда, к примеру, Такая - то Таковна высказывает свои соображения по поводу "гнилой еврейской крови" группе, где, на минуточку, у двух человек фамилии заканчиваются на - штейн, а Такой - то Такович только что не посылает студентов по матери - эти люди не только унижают себя, но и дискредитируют весь преподавательский коллектив.
     Как же защитить студентов от произвола преподавателей? Рискну предложить такой юридический механизм, как принятие Кодекса этики преподавателя. Предполагаемый статус документа - локальный нормативный акт ВУЗа. В кодекс должны быть включены нормы, закрепляющие общие принципы, модели надлежащего поведения преподавателя, этические стандарты поведения по отношению к коллегам и учащимся, примерные варианты психологически верного разрешения конфликтных ситуаций, установлен запрет на конкретные действия неэтичного, негуманного свойства, например: "Недопустимо использование методов физического или психического принуждения. Я не вправе угрожать студенту увеличением учебной нагрузки сверх установленной нормы, неоправданным занижением оценки и т.д".
Приниматься Кодекс должен самими преподавателями при участии студентов. Он должен стать одним из инструментов изменения сознания как студентов, для которых защита собственного достоинства станет реально возможной, так и преподавателей, которые определяться, что такое хорошо, а что - не очень.
     Еще один важный момент - за неисполнение требований Кодекса должны быть установлены дисциплинарные санкции, которые, будут применяться комиссией, состоящей из представителей преподавательского коллектива, студентов и администрации ВУЗа. Заметьте: когда на горизонте маячат реальные санкции, даже самые профессионально деформированные  вдруг проявляют удивительную психологическую гибкость. Для того, чтоб преподаватели и администрация были заинтересованы в соблюдении Кодекса, нужно, чтоб это влияло на популярность ВУЗа, т.е. текст Кодекса и сведения о его нарушениях должно быть доступна для всех, в том числе для абитуриентов.
     Помнится, Владимир Соловьев говорил, что право - это минимум добра. А ведь есть преподаватели, которым такой кодекс и правда - как рыбке зонтик. Они намного переросли в отношениях "обязательный минимум" человечности. Жаль только, что их - мало.



Автор: Юлия Груздева
Дата: 05 июня 2005

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх