Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

ПH
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС


Публикации
Вам понравилось?



Нужен ли этический кодекс преподавателю?
 
Нужен ли этический кодекс преподавателю?

Недавно на студенческой конференции на юридическом факультете ВГПУ был зачитан доклад, посвященный проблеме преподавательской этики и путям ее решения. Мол, у врачей и адвокатов есть корпоративные этические кодексы, не пора ли вузовским работникам принять подобный документ?

Лично я считаю, что этот вопрос не актуален. Есть дурные учителя. Но они были всегда, как, в прочем, и хорошие. Слишком плохих увольняют. Хороших, кстати, тоже. А кого надо администрация оставит на работе, даже если этот преподаватель матюкается или проповедует фашизм. И мнение студентов тут ничего не решит, и никакая комиссия по этике не поможет. Такова мировая несправедливость.
Если подходить к этому вопросу более серьезно, то тут возникает ряд соображений. Сразу оговорюсь, что эти соображения принадлежат преподавателю, и если бы этот текст писался лет пять назад, то эти соображения могли бы быть и противоположными.  

1. «Вездеход» однажды уже обращался к теме педагогической этики (см. статью «Э, сеятель, че сеять будем?» в №2 за 2003 г.). Позволю себе напомнить анекдот из этой статьи:
- Господа студенты, будьте добры, обратите, пожалуйста, ваше внимание на то, что?
- Ты че, пенек в очках, из интеллигентных что ли?
- Ну, что вы, как можно, я такое же быдло, как и вы?
Так вот, анекдот этот показателен: чтобы тебя поняли, нужно говорить с собеседником на одном языке. Да, в стремлении быть адекватным существуют определенные границы ? ну не опускаться же, в самом деле, до уровня быдла. Не хамить в ответ, когда тебе хамят. А это очень тяжело. Преподаватель тоже человек, и к нему, как и к представителям других специальностей, относимы такие психологические термины как «профессиональная деформация личности», «эмоциональное выгорание» и т.п. Что это? Когда человек занимается одним делом долгое время, у него определенные качества, черты характера заостряются. Это может быть невосприимчивость к тупости и хамству, а может ? мизантропия и людофобия, специфическая манера поведения и специфическое чувство юмора.

2. Еще одно обстоятельство, если не извиняющее преподавателя, то, по крайней мере, объясняющее его грубость в общении со студентами. Дело в том, что мотивация деятельности у педагогов сегодня изменяется. Как это? Хотел детей учить, делать их лучше, хотел сам расти профессионально, а в итоге - 2-4 ставки, работа по совместительству, научная работа ни к черту. Какая личностно-ориентированная педагогика, какая этика?! Дайте денег заработать! Конечно, социально-экономическими неурядицами оправдать можно и преступника, но тут речь идет все о той же «деформации личности». А с ней бороться уже невозможно, ее ? эту личность ? нужно или принять такой, какая есть, или профессионально лечить. 

3. Да проблема зачастую не в том, что преподаватель может оскорбить студента, послать куда подальше, а в том, что студент не поймет, что его послали. И будет вести себя по-прежнему. Приходится подбирать фразы покороче, слова покрепче? Непонимание выражается еще и в том, что преподаватель взывая к совести студентов, к их лучшим качествам, может и усомниться в наличии этих самых качеств у этих самых студентов. И тут, как говорится, благими намерениями? Представьте сценку:
«Петров, и пятиклассник с таким же успехом прочитал бы этот текст по учебнику. Проанализируйте его, выделите основную мысль хотя бы». Петров повторяет последнее предложение прочитанного только что текста. «Нет, аудитория это уже слышала. Попробуйте своими словами сформулировать. Там в начале у вас звучало одно важное положение, но вы, похоже, так и не поняли, о чем сейчас читали». Петров читает первое предложение своего доклада. Занавес.
Кого жалко в этой ситуации? Тупого (будем называть вещи своими именами) студента жалко за то, что занимается (на мой взгляд) не своим делом. Но еще большую жалость вызывает педагог, чье «безобразное» поведение будет предметом рассмотрения уполномоченных на то лиц, ибо он нарушил целый ряд «этических стандартов», а именно: а) сравнил студента вуза с учеником пятого класса, и значит, проявил некорректность, отрицательно оценил интеллектуальные способности студента; б) своими репликами «утверждал свое интеллектуальное превосходство за счет демонстрации студенту недостатков его знаний». Это еще хорошо, что фамилия студента Петров, а не Абдурахманов. А то еще обвинили бы в дискриминации по национальному и религиозному признаку. Абсурдно, но факт.

4. Идея принять «Этический кодекс» или другой документ, ограждающий студента от преподавательского произвола, кажется мне неосуществимой еще и потому, что самим студентам это неинтересно. Я опросил несколько групп на разных факультетах. Везде было бурное обсуждение, назывались конкретные случаи неэтичного поведения преподавателей (чего стоят исповеди выпускниц Музыкально-педагогического факультета, где, оказывается, страсти кипят не только в музыкальных произведениях). Но вот конкретных предложений, конструктивных мыслей на счет решения этих и подобных проблем у студентов не находилось. Показывал проект «Кодекса этики преподавателя», просил оставить анонимные пожелания, давал время подумать? Все свелось лишь к фантастическим предположениям, шуткам и прочим несерьезностям. Видимо, и с точки зрения студентов вопрос не так назрел, как некоторым кажется.


газета «Вездеход ? Зубчатая передача», №7 (май), 2005 г.



Автор: Александр Мальцев
Дата: 27 мая 2005

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх