Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

ПH
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС


Публикации
Вам понравилось?



Music is the Key
 
Music is the Key

Now playing:

1. Morph - Welcome to the Other Side
2. Juno Reactor - Masters of the Universe
3. Asura - The Battle of Devas

     Общественное мнение устойчиво, на уровне въевшегося стереотипа, продолжает ассоциировать рэйв-культуру со всем грязным, нездоровым и порочным. Более конкретные обвинения, выдвигаемые критически настроенными гражданами в адрес рэйв-культуры, клеймят её как абсолютно безнравственное и бездуховное явление, полностью контролируемое нарко-мафией и обслуживающее только её интересы. Естественно, что танцевальная электронная музыка при таком подходе к вопросу рассматривается исключительно в качестве ′′звукового фона′′ для приёма наркотических веществ, лишается самостоятельной эстетической ценности и вообще не воспринимается всерьёз. Даже композиторы, пишущие [по их мнению] более глубокую и интеллектуальную, не-танцевальную электронную музыку (ведь не вся электронная музыка предназначается для игры на вечеринках и служит материалом для ди-джейских сетов), относятся к танцевальной электронике с плохо скрываемым презрением, как к недостойному внимания ′′лёгкому жанру′′?

     В предлагаемой статье я задался целью проанализировать (насколько мне позволяют мои скромные возможности и познания) ту роль, которую играют в рэйв-культуре наркотики, а также проследить их связь с танцевальной электронной музыкой и выявить подлинные эстетические критерии, применимые по отношению к последней?
 
     В рамках танцевальной электронной музыки, действительно, встречается немало образцов [и даже целых стилей], кажущихся чудовищными и неблагозвучными для т. н. образованного и тонкого слушателя, воспитанного на категориях классической муз. гармонии. Ужасный наркотический Хардкор с переходящим все границы разумного количеством ударов в минуту (до 180-и), мрачный и ′′кислотный′′ Psy/Goa Trance, долбёжный шранц, сотканное как бы из заводского грохота Minimal Techno ? список можно продолжать до бесконечности? Понятно, Моцарт и Вивальди были бы от такой ′′музыки′′ в шоке =))?

     Но дело как раз в том, что критерии классической эстетики здесь не всегда уместны и не всегда срабатывают должным образом [хотя создатели танцевальной электронной музыки не гнушаются опираться в своём творчестве на проверенные временем и общепризнанные категории ? иначе бы их вообще никто не понимал]. Танцевальная электроника призвана воздействовать на самые глубокие, архаичные слои человеческой психики, воскрешать в сознании образы и модели поведения, характерные для далёких и забытых первобытных эпох, когда классики с её строгими канонами не было и в помине. Древние шаманские практики находят в рэйв-культуре своё модифицированное, адекватное современности воплощение (отсюда ? эта своеобразная муз. гармония, построенная на повторяющихся с определённой частотой ударах; типичный для Транса хорал; наконец, моя любимая перкуссия ? там-тамы и барабаны?).

     Здесь уместно вспомнить историю польского (или австрийского? Не знаю точно) врача-психоаналитика Станислава Грофа, ярого последователя заветов Зигмунда Фрейда и одного из самых скандально известных идеологов т. н. ′′Трансперсональной психологии′′. Суть в том, что этот самый Станислав Гроф в 1940-е годы выдвинул теорию, согласно которой в глубинах человеческого Бессознательного должны содержаться образы самых древних, доисторических времён ? обрывки памяти о прошлых жизнях [явные индуистские мотивы: современное прочтение доктрины о переселении душ ? реинкарнации]. Чтобы стимулировать у своих пациентов работу памяти и вызвать у них образы из далёкого прошлого, Гроф не придумал ничего лучше, как угостить их препаратом LSD (нужно сказать, что он в те годы ещё не был запрещён, и открыто использовался в гинекологии ? как анестезирующее средство). Естественно, Гроф заметил, что приём LSD способствует погружению в нужное состояние, изменяет сознание человека и вызывает галлюцинации. Он с удовольствием фиксировал все бредовые россказни своих подопытных об их прошлых жизнях [кое-кто под влиянием наркотика вспомнил даже свою молодость в шкуре ихтиозавра ? морской рептилии юрского периода], а потом преподнёс всё это своим коллегам-психологам как величайшее научное открытие? 

     Невольный обман (жертвой которого оказался и сам д-р Гроф) был вскоре разоблачён, но препарат LSD стал известен широкой общественности благодаря своему необычному воздействию на психику, и вырвался за пределы медицинских кабинетов и лабораторных стен в мир простых, далёких от науки людей. Уже в 1960 ? 70-е годы нескрываемый интерес к нему стали проявлять приверженцы различных молодёжных субкультурных группировок ? и, в частности, романтически настроенные Хиппи с их извечной склонностью к мистицизму и самопознанию (их религиозные воззрения, как известно, представляли собой причудливую смесь из христианства, буддизма и почти языческого почитания дикой природы). Не секрет, что наркотические вещества [такие, например, как амфетамин] сыграли свою заметную роль и в становлении рок-культуры, деятели которой впервые ввели моду на грандиозные концерты и музыкальные фестивали с участием ′′звёздного состава′′ исполнителей и многотысячными зрительскими толпами (Вудсток, 1969) ? что во многом напоминало ритуализированные первобытные сборища.

     Вместе с хиппующей молодёжью препарат LSD проник и в Индию, на курорт Гоа (знаменитый девиз тамошних тусовщиков ? ′′Sex, Drugs & Rock?n?Roll!′′), где под его воздействием были произведены первые эксперименты в области танцевальной электронной музыки [на почве модного в Америке и Европе Acid-хауса и Детройт-техно]. Так в конце 1980-х зародился Goa Trance (наиболее мистический и религиозно-окрашенный из всех стилей электронной музыки), а культура Хиппи, рокеров, панков и других молодёжных протестных движений 1960 ? 70-х годов постепенно уступила место рэйв-культуре с её модифицированным девизом: ′′Sex, Drugs & Acid Trance′′ и заимствованной также у Хиппи философией P.L.U.R. (немного переработанной и дополненной американскими олд-скульными ди-джеями, организаторами первых андеграундных рэйверских вечеринок в Нью-Йорке, носивших название ′′Storm Rave′′). Ориентация на достижение экстатических состояний (причём в коллективном масштабе ? в форме массовых карнавально-музыкальных шабашей ? рэйвов), характерная для данной субкультуры, стала своеобразным отголоском древнейших шаманских практик, а особое, почти сакральное отношение к танцу было привнесено в рэйв опять-таки из индуизма (где искусство танца, как известно, достигло наивысшего расцвета и заняло своё почётное место в иерархии религиозно-философских ценностей)?  

     Может сложиться обманчивое впечатление о том, что главным стержнем и перводвигателем рэйв-культуры были именно наркотические вещества (и, в частности, присловутый LSD), но это далеко не так [чего до сих пор не понимают многие обыватели]. Наркотические вещества были всего лишь средством, ключом, открывавшим потайные двери человеческой психики. Разного рода зелья и галлюциногенные грибы используются с этой же целью и у многих других народов, и поэтому такое отрицательное во всех отношениях явление, как наркотическая зависимость, у них фактически считается культурной нормой (в Афганистане чуть ли не с детства курят гашиш)?

     Повторюсь: к столь комплексному и неоднозначному феномену, как современная рэйв-культура, вобравшему в себя традиции множества народов и множества эпох, неправомерно подходить с каких-то узко-специфических, принятых в рационализированном новоевропейском обществе позиций. В разных культурах и у разных народов имеются свои собственные стандарты красоты и представления о гармонии [священная для европейцев ? наследников античной цивилизации ? формула ′′Золотого сечения′′ не вызывает абсолютно никакого восторга у представителей других этносов]. Рэйв-культура, будучи по своей природе синкретичной и даже в какой-то степени эклектичной, с одной стороны нацелена на то, чтобы опровергнуть и развенчать традиционные пуританские догмы и расширить границы дозволенного; с другой же стороны, она тем самым старается утвердить в сознании масс некие вневременные, универсальные общечеловеческие ценности ? и, прежде всего, ценность мира, гармонии и взаимопонимания как с самим собой, так и со всеми окружающими?

     Функцию энергетического допинга и средства, вызывающего изменённое состояние сознания (то, чего в других культурах добиваются с помощью наркотических веществ), в рэйв-культуре призвана выполнять сама музыка, оказывающая глубокий эмоционально-психологический эффект на подготовленного слушателя. Человек, умеющий настроиться на соответствующую ′′волну′′ и чутко улавливающий звуковые вибрации танцпола, способен без всяких дополнительных химических стимуляторов погружаться в состояние, по всем признакам сходное с религиозным экстазом [да и просто испытывать при этом самые прекрасные и возвышенные, незабываемые эмоции]?

     Всё изложенное выше может быть кратко резюмировано в виде старого лав-парадного лозунга, звучащего как ′′Music is the Key′′



Автор: Ampix
Дата: 30 января 2005

Комментарии:

Вы должны авторизоваться на сайте чтобы оставлять комментарии.
Пройти авторизацию
Вконтакте Facebook Twitter




Copyright © 2004-2017 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Дзержинского, д.20
Тел. +7 921-544-72-55
Email: afisha35@yandex.ru
+7 (8202) 74-75-76 - центральная касса
↑ Наверх